По итогам прочтения “От 0 к 1″ Питера Тиля

“Если рисковый человек написал книгу, обязательно прочтите ее. Если эту книгу написал Питер Тиль – прочтите ее дважды. А лучше трижды. Это настоящая классика.” Нассим Николас Талеб.

Когда я увидел эту цитату на книге “От 0 к 1″ Питера Тиля, то сильно удивился. Почему?

К этому моменту я уже был знаком с несколькими книгами Нассима Талеба, а также не раз прочитал конспекты лекций Питера Тиля, на основе которых была создана его книга. Мне очень нравится стройность и последовательность размышлений каждого из них, но при этом для меня их взгляды на мир кажутся скорее противоположенными.

Так или иначе, книга замечательная, с удовольствием периодически перечитываю ее, каждый раз находя в ней что-то новое. А это как раз то, что отличает великолепную книгу от просто хорошей.

Питер Тиль От 0 к 1

Цитаты из книги “От 0 к 1″ Питера Тиля, которые мне понравились

Технологией можно считать любой новый, более продуктивный способ действий.

Очень сложно изобретать что-то новое, работая в больших организациях, и еще труднее справиться с этой задачей в одиночку.

Назовите какую-нибудь важную истину, с которой люди, окружающие вас, по больше части не согласны?

Человек отличается от других живых существ способностью воплощать фантазии в реальность. Мы называем эти фантазии технологиями. Любая технология – это чудо, поскольку она помогает достигать большего меньшими ресурсами.

Лучше рискнуть и быть чересчур смелым, чем оказаться банальным. Плохой план лучше, чем отсутствие плана. Высококонкурентные рынки убивают надежду на прибыльность. Продажи не менее важны, чем продукт.

При этом каждый, пораскинув мозгами, мог бы понять всю неустойчивость конструкции, в рамках которой самые успешные компании воплощали в жизнь нечто вроде антибизнеса.

Задача стартапа: испытывать вопросами имеющиеся идеи и переосмысливать бизнес с нуля.

Чтобы дела двигались, необходимо работать рука об руку с другими людьми, но, чтобы добиться успеха, их количество должно быть небольшим. Если попытаться дать позитивное определение стартапа, получится примерно следующее: стартап – это максимальная по числу группа людей, которую вы сможете заразить своей идеей создания нового, лучшего будущего.

Компании на конкурентном рынке не отличаются друг от друга, они продают одни и те же продукты.

Соперничество заставляет нас переоценивать ушедшие шансы и бездумно копировать то, что когда-то оказалось успешным.

Вот вам неплохой совет: собственная технология должна быть как минимум в десять раз лучше, чем у ближайшего конкурента, по какому-либо ключевому параметру. Лишь в этом случае она обеспечивает действительно монопольное положение на рынке.

Каждая монополия уникальная, но, как правило, любая обладает набором характеристик из следующего списка: собственная технология, сетевой эффект, эффект масштаба, бренд.

Умение грамотно спланировать последовательный выход на разные рынки до сих пор мало кто ценит. Постепенный рост требует дисциплины. Но самые успешные компании строят стратегию своего развития с учетом главного правила продвижения вперед: сначала они устанавливают монополию на отдельном нишевом рынке, а затем распространяют свое влияние на смежные рынки.

Любой стартап в начале пути представляет собой маленькую фирму. Каждая монополия контролирует большую часть своего рынка. Из этого следует: стартап должен начинать действовать на очень маленьком рынке.

Объясняется это просто: легче занять монопольное положение на маленьком рынке, чем на большом. Тем не менее маленький рынок отличается от несуществующего.

Идеальная целевая аудитория для стартапа – небольшая группа людей, которая держится вместе, и обслуживаем которой занимается либо не слишком много конкурентов, либо и вовсе никто.

Если вы видите себя повстанцем, сокрушающим темные силы, то начинаете слишком много думать о преградах, стоящих на вашем пути. Но если вы действительно  стремитесь к созданию чего-то нового, акт творчества должен быть для вас куда более важен, чем отношение к нему старожилов отрасли. Если главный смысл существования вашего бизнеса – в противостоянии с компаниями, вышедшими на рынок раньше, значит, в нем нет ничего по-настоящему нового и, вероятно, вам не удастся превратить его в монополию.

Мы никогда не пытались впрямую бороться с каким-нибудь крупным конкурентом. Действительно, популяризовав интернет платежи, мы откусили часть бизнеса у Visa: покупая онлайн, вы можете прибегнуть к услугам Paypal вместо того, чтобы, как в обычном супермаркете, воспользоваться кредиткой. Но, способствуя в целом расширению рынка безналичных платежей, мы предоставили Visa куда больше возможностей, чем отняли.

В мире неопределенности люди сами предпочитают не ограничивать свои возможности, поэтому деньги имеют большую ценность, чем что угодно другое, что вы в итоге можете сделать с их помощью. При определенном взгляде на будущее деньги – это лишь средство для выполнения главной задачи, а не главная задача сама по себе.

Обычно основатели продают компанию, если не видят конкретных путей ее будущего развития – и в этом случае покупатель почти всегда переплачивает.

Закон степеней – называемый так потому, что показательные уравнения описывают системы с крайне неравномерным распределением, – правит Вселенной. Он столь полно описывает окружающий нас мир, что мы чаще всего оказываемся не в состоянии увидеть, насколько он справедлив.

Венчурный капиталист должен выбрать несколько компаний, способных успешно перешагнуть от нуля к единице, и поддерживать их всеми имеющимися ресурсами.

Основные различия, которые инвесторы и предприниматели наблюдают ежедневно, – это различия в уровне достижений, а не пропасть между монополией и неудачей.

Даже лучшие венчурные фонды диверсифицируют свои вложения, но инвесторы, осознающие силу степеней, стараются вкладываться в минимальное число фирм. Однако и общественное мнение, и традиции финансового мира, напротив, призывают к диверсификации, твердя нам, что разнообразный по своему составу портфель является воплощением силы.

“Не важно, что делать, главное – делать это хорошо”. Ложь! Чем именно вы занимаетесь, чрезвычайно важно. Вы должны неустанно совершенствоваться в избранной области, но прежде, чем с головой погрузиться в учебу, нужно как следует подумать, сохранят ли ваши знания ценность в будущем.

Все по-настоящему выдающееся существует в единственном числе. Один рынок, скорее всего, окажется более выгодным, чем все остальные, вместе взятые, – об этом мы говорили в главе 5. Одна стратегия распространения будет эффективнее всех остальных вкупе.

Утверждение, что в мире больше нет секретов, равносильно уверениям в том, что в нашем обществе не творится ровным счетом никакой скрытой несправедливости. (Или глупости – от себя)

Как найти секрет? Есди два вида секретов: один касается мира природы, другой – человеческой натуры.

Друзья, насмехаясь, называли эту мысль “законом Тиля”: “Стартап, где наделали ошибок с самого начала, невозможно исправить”.

Неправильные решения, принятые на ранней стадии, – к примеру, выбор негодного партнера или наем плохих сотрудников – быавет очень трудно исправить; может потребоваться кризис, сравнимый с банкротством. Ваша задача как основателя фирмы – грамотно заложить основы: невозможно построить великую компанию на перекошенном фундаменте.

Помните: если человек не владеет пакетом акций вашей компании и не получает постоянной зарплаты в ее кассе, он вносит в работу разлад.

Боб Дилан когда-то сказал: тот, кто не рождается каждый миг, – тот каждый миг движется к смерти.

Несмотря на то, что с продажами мы сталкиваемся на каждом шагу, многие все еще недооценивают их важности. И в Кремниевой долине ее недооценивают сильнее, чем где бы то ни было.

Так и правда бывает (когда более слабый продукт выигрывает рынок), но это не значит, что операционная система или раскладка клавиатуры, которые мы используем сегодня вошли в обиход лишь благодаря случаю. Правильнее считать дистрибуцию неотъемлемой частью дизайна вашего продукта. Если вы изобрели что-то новое, но не сумели придумать эффективный способ это продать – ваш бизнес никуда не годится вне зависимости от качества вашего изобретения.

Для каждого из бизнеса максимальный эффект приносит, как правило, использование лишь одного из способов дистрибуции, перечисленных выше: в продажах, как и везде, действует закон степеней, изложенный на свой лад.

Для большинства компаний число эффективных каналов продаж тождественно равно нулю: чаще всего причиной краха бизнеса оказывается не плохое качество продукта, а проблемы с распространением.  Сумев заставить работать как следует один единственный канал дистрибуции, вы построите грандиозный бизнес. Если вы попытаетесь задействовать несколько, но ни один не заработает, – вам конец.

… прогорели потому, что не подумали под одним или несколькими из семи вопросов, на которые должен ответить любой бизнесмен.

  • Вопрос о технологиях. Способны ли вы создать прорывную технологию, а не вносить мелкие дополнения в уже существующую?
  • Вопрос о времени. Подходящий ли сейчас момент начинать задуманный вами бизнес?
  • Вопрос о монополии. Вы начинаете с захвата большой доли на маленьком рынке?
  • Вопрос о людях. У вас достойная команда?
  • Вопрос о продажах. У вас есть возможность не только создать, но и продать ваш продукт?
  • Вопрос о долгожительстве. Сможете ли вы сохранить свои позиции на рынке через 10 лет? А через 20?
  • Вопрос об открытии. Нашли ли вы свой уникальный шанс, не замеченный остальными?

Успешная технологическая компания должна обладать собственной технологией, которая будет как минимум в десять раз лучше, чем у ближайшего конкурента.

Выход на медленно развивающийся рынок может оказаться выгодной стратегией, но лишь в том случае, если у вас есть конкретный и реалистичный план, как двинуть его вперед.

Тонкопленочные солнечные батареи – лишь одна из десятка разновидностей этих устройств. Между тем клиенту безразлично, какую именно технологию применяет производитель: ему важно лишь, чтобы она наилучшим способом справлялась со стоящими перед ним проблемами.

Каждый предприниматель должен заранее стремиться к тому, чтобы сделать последний шаг на своем рынке. Чтобы добиться этого, спросите себя: каким будет мир через 10 или 20 лет и сможет ли мой бизнес в него вписаться?

По настоящему полезно для общества производство чего-то нового, отличного от других. В то же время для бизнеса это единственный шанс получить прибыль, монополизировав новый рынок.

Главным фактором стоимости Apple было пророческое видение одного единственного человека. Этот удивительный факт заставляет нас вспомнить, что компании, создающие новые технологии, больше напоминают феодальные монархии, чем обычные современные организации.

Основатель компании может принимать авторитарные решения, внушать необычную личную преданность, планировать на десятилетия вперед. В отличие от них безличие бюрократические машины, способные существовать куда дольше, чем длится жизнь одного человека, могут строить лишь краткосрочные планы – вот такой пародокс.

Значение основателя заключается не в том, что он единственный, кто способен создать нечто ценное, а в том, что великий основатель может вдохновить каждого сотрудника вложить в работу лучшее, что в нем есть.



Подписка на рассылку новых материалов

Уважаемые читатели, подпишитесь на рассылку новых материалов блога. Вы будете получать не более одного письма в неделю с интересными и полезными статьями про аналитику и маркетинг в интернете.



Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Dmitry Astapkovich

    Большое спасибо! Поделился в facebook, надеюсь, добавит вам читателей

    • Олег Якубенков

      Благодарю!