Приемы проектирования сервисов (часть 3)

Мы продолжаем цикл статей о приемах проектирования интернет сервисов.

В третьей части речь пойдет о том, каким критериям должен удовлетворять результат проектирования сервиса, а также, наконец, что же мы называем сервисом или продуктом.

mars_82

В первой части были освещены вопросы о том, что такое проектирование и зачем оно нужно.

Во второй части мы поговорили о целях проектирования и ролях участников команды в этом процессе.

 

Результаты проектирования помогают команде принимать верные решения

Качество проектирования можно оценить по тому, насколько оно помогает отвечать на вопросы, которые возникают в процессе разработки сервиса. При этом ответы, основанные на  результатах проектирования, являются верными, но не обязательно правильными.

“Верное” от слова вера. Верное решение – решение, которое основано на вашей вере. Порой то, во что мы верим, не работает или работает не так, как мы ожидали.

Вся сложность создания новых продуктов/сервисов в том, что вы действуете в ситуации полной неопределенности, у вас очень мало знаний, зато много гипотез, в которые вы верите. Один из важнейших процессов уже при создании продуктов (пока мы только проектируем) является процесс верификации гипотез и превращения их в факты, либо опровержения гипотез и формирования новых. Такой подход постепенно видоизменяет вашу веру, приближая ее к реальности.

Таким образом, главный результат проектирования — это качественно сформулированная, детально проработанная гипотеза о ценности продукта, которую можно использовать на первых этапах работы над продуктом для ответов на вопросы, возникающие в разных областях неизвестности.

Еще раз повторюсь, что результат проектирования – это гипотеза (то, во что вы верите), а не истина, подтвержденная фактами.

 

Продукт с точки зрения пользователя и  разработчика

Продуктом в контексте данного цикла статей называется некий сервис/набор программ, с которым человек взаимодействует, чтобы решить свою проблему, либо удовлетворить потребность.

Обычно так получается, что пользователь видит лишь малую часть продукта (вершину айсберга), тогда как сам продукт обычно еще имеет большую скрытую от пользователя часть (все кроме вершины айсберга).

Например, когда вы задаете поисковый запрос в Яндекс, то вы не задумываетесь о том, что есть огромные датацентры, кластеры машин, обрабатывающих запросы, вертикали поиска и так далее. Вы видите лишь поисковую строку и результаты, а также можете оценить, например, скорость ответа (интуитивно).

Понимание такого разного представления о продуктах для разработчиков и пользователей полезно в контексте проектирования. Как форма является следствием функции, так и скрытая от пользователя часть продукта должна быть следствием верхушки айсберга. Именно из результатов проектирования той части продукта, которую видит пользователь, надо исходить при проектировании серверной части.

И самое главное не забывайте, что результат проектирования – это гипотеза. Вам лишь предстоит подтвердить или опровергнуть ее фактами. Поэтому не стройте сложных систем, которые нельзя будет быстро менять под нужны новых гипотез.

 

Продукт решает проблему или удовлетворяет потребность

“Мы даем возможность читать все новости в одном месте”

“Мы даем возможность звонить в другие страны бесплатно через интернет”

“Мы предлагаем модную стильную одежду по доступным ценам”

“Мы позволяем построить маршрут в объезд пробок, чтобы экономить время”

 

Мир далек от совершенства и люди сталкиваются с огромным количеством проблем. Если ваш продукт решает важную для них проблему, то они будут с удовольствием им пользоваться. Также у людей есть большое количество потребностей, которые диктует им общество, культура и так далее. Если вы сможете удовлетворить их потребность, то они также полюбят ваш продукт.

Продукты строятся вокруг проблемы/потребности. Поэтому первой и самой важной гипотезой, которую надо сформулировать при проектировании сервиса является “гипотеза о проблеме”.

Об этом в следующей части.

 

 



Подписка на рассылку новых материалов

Уважаемые читатели, подпишитесь на рассылку новых материалов блога. Вы будете получать не более одного письма в неделю с интересными и полезными статьями про аналитику и маркетинг в интернете.



Запись опубликована в рубрике Аналитика, Без рубрики, Дизайн / Проектирование интерфейсов, Менеджмент, Предпринимательство с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.