Системы аналитики для мобильных приложений. Обзор существующих решений на рынке

Проникновение мобильного интернета и смартфонов стремительно растет, а вместе с ними и количество мобильных приложений. У разработчиков вполне естественно возникает вопрос о том, как люди используют их приложения, какие каналы привлечения пользователей работают, а какие нет. С ответом на этот вопрос помогут различные системы аналитики для мобильных приложений, а таких за последние годы появилось очень много. Учитывая их большое количество и сложность в тестировании (разобраться с SDK, вкрутить в приложение, выложиться в стор), то попробовать их все не представляется возможным. Ниже краткий обзор систем аналитики, которые есть на рынке.

Существует большое количество разных инструментов, помогающих в понимании того, что происходит с вашим мобильным приложением. Их можно условно разбить по типам:

  • системы внутренней аналитики мобильных приложений
  • сервисы для отслеживания источников трафика (трекинг рекламы, расчет CAC, ROI)
  • сервисы для аналитики сторов
  • сервисы для работы с PUSH уведомлениями
  • сервисы для проведения А/Б тестирования в мобильных приложениях

В этой серии статей я попытаюсь вкратце осветить все известные мне системы аналитики для мобильных приложений.

В следующих постах я буду публиковать более подробные сравнительные обзоры для каждого из типа инструментов. Если вам интересна эта тема, то подписывайтесь на email рассылку или вступайте в группу во Вконтакте.

Системы аналитики для мобильных приложений

Events vs PageViews (внутренние системы аналитики для мобильных приложений)

Большинство счетчиков для интернет сайтов считают показы страниц или хиты. Такой подход к логированию событий на интернет сайтах пришел из далеких времен, когда каждое действие на сайте приводило к перезагрузке страницы.

С приходом веб 2.0 такой подход стал менее оправданным (пользователь теперь может взаимодействовать с сайтом без перезагрузки страницы) и со временем стали появляться cистемы аналитики, работающие с событиями.

Событие — любое действие, которое совершает пользователь (клик на кнопку, открытие определенной страницы, добавление комментария). Вместе с событиями передаются ряд обязательных параметров (индификатор пользователя, служебные параметры), а также ряд дополнительных параметров, которые определяете вы сами (например, версия приложения, кол-во дней с момента начала использования сервиса, кол-во опубликованных постов и так далее).

Такой подход к логированию данных  более затратный на этапе встраивания аналитики, но зато предоставляет возможность отвечать на существенно более сложные и глубокие вопросы. И именно такой подход используется для внутренней аналитики в мобильных приложениях.

Системы внутренней мобильной аналитики для мобильных приложений — аналоги всем привычных Google Analytics или Яндекс Метрики в вебе.

Системы внутренней аналитики мобильных приложений:
Flurry, Mixpanel, LocalyticsKissmetrics, Kontagent, Capptain, AppSalar, Google Analytics, Yandex Metrika

Подробный сравнительный обзор систем внутренней аналитики мобильных приложений

Источники трафика в мобильных приложениях (аналитика продвижения мобильных приложений)

Почти все скачивания мобильных приложений происходят через сторы (Appstore, Google Play, Amazon Store) . Поставить счетчик своей системы аналитики в стор невозможно, поэтому процесс привлечения пользователей разбивается для нас невидимой зоной стора.

По этой причине задача отслеживания источников трафика, оценки качества различных каналов продвижения, расчета CAC, ROI и других важных показателей становится на порядок более сложной по сравнению с вебом задачей.
Существуют специальные сервисы, которые с помощью определенной магии понимают, как определенный пользователь попал к вам в приложение. Надо сказать, что есть и полноценные системы аналитики, которые обладают подобным функционалом.

Подробнее о магии. При клике на рекламный материал (баннер в другом приложении, ссылка в социальной сети) пользователя пробрасывают через внешнюю ссылку аналитического инструмента, где собирается всевозможная информация о телефоне пользователя. В свое приложение вы встраиваете SDK этой аналитической системы и отправляете ей информацию о телефонах всех новых пользователей. Система аналитики сверяет данные о ваших новых пользователях с данными о пользователях, которые кликали на рекламные материалы, и если находит совпадение, то этому пользователю присваивает соответствующий источник трафика.

Сервисы для отслеживания источников трафика:
Flurry, Mobile App Tracking, AppsFlyer

 

Аналитика сторов мобильных приложений

Для аналитики сторов, как отдельного и очень важного узла в мобильной экосистеме, существует ряд специальных сервисов.

Они парсят отчеты самих сторов (родные отчеты сторов — это ужас, пользоваться ими просто невозможно) и предоставляют наглядные отчеты о количестве скачиваний приложения / инапов, о доходах приложения, рейтингах, отзывах и прочих интересных вещах. Все эти данные можно смотреть в разбивке по станам, по устройствам и по сторам.

Явный плюс таких систем — они не требуют встраивать свое SDK в ваше приложение. Они берут данные из отчетов мобильных сторов о ваших приложениях.

Системы для аналитики мобильных сторов:
Distimo, AppAnnie, AppFigures

 

Оценки доходов и скачиваний мобильных приложений конкурентов

Сторы построены на основе рейтинговой системы — есть топ бесплатных приложений, топ платных приложений, а также топ гроссинг приложений (приложения, которые больше всего зарабатывают).
В определенный момент системы аналитики сторов стали получать достаточное количество информации, чтобы обучить алгоритмы с высокой точностью делать оценки числа скачиваний приложений исходя из его положения в топах приложений, а также оценивать доходы приложения исходя из топа гроссинга.

Эти оценки достаточно точно попадают в реальные данные. Погрешность вполне логично растет для топовых приложений, занимающих первые месте (ибо верхней границы дохода нет).

Такие сервисы платные, но понимание процессов и общей ситуации, которое они несут — стоят своих денег.

Системы для оценок доходов и скачиваний приложений конкурентов:
Distimo IQ, AppAnnie Intelegence

 

Оценка аудитории конкурирующих мобильных приложений

Несмотря на закрытость мобильных платформ, существует сервис, который позволяет грубо оценить аудиторию разных приложений.
По собственному опыту и по опыту других компаний — оценки далеко не всегда точны, но общую картину мира формируют.

Посмотреть эти оценки можно лишь для ряда стран, а предоставляет их компания Onavo.
http://insights.onavo.com/

Откуда у них эти данные? Компания занимается тем, что разрабатывает популярное приложение для оптимизации и отслеживания потребления мобильного трафика на телефоне. На собранных данных они строят оценки по использованию различных приложений и сервисов по странам.

 

Сервисы Push уведомлений для мобильных приложений

Одна из особенностей мобильной аналитики состоит в том, что ваша аналитика может быть проактивной. Например, вы можете выделить пользователей, которые не продлили свою подписку в этом месяце и отправить им пуш уведомление с выгодным предложением.

Системы аналитики в связке с сервисами пуш уведомлений позволят вам целеноправленно работать с каждым сегментом аудитории вашего приложения: удерживать старых пользователей, помогать новым пользователям, отдельно работать с платящими/неплатящими пользователям и так далее.

Сервисы для работы с  PUSH уведомлениями:
Otherlevels, PlaynomicsMixpanelCapptain

 

Сервисы для A/B тестирования в мобильных приложениях

Вносить изменения в мобильные приложения сложно. Приходится постоянно проходить цикл разработки, аппрува в сторе, сбора данных для новой версии.
В случае, если вы заранее знаете, что и как вы хотите менять, то вам пригодятся сервисы для A/B тестирования. Такие сервисы позволяют раскатывать тесты на определенные сегменты вашей аудитории, а потом настраивать ваше приложение под определенные пользовательские сегменты.

Например, вы заметили, что если повысить стоимость ряда товаров в вашем магазине для пользователей из Америки, то это не влияет на спрос. В таком случае вы можете настроить ваше приложение так, чтобы все польлзователи из Америки видели товары с более высокой ценой.

Если вам нужен простой и дешевый способ проводить A/B тесты в мобильном приложении, то прочитать о нем вы можете по этой ссылке. Для этого вам понадобится лишь Mixpanel (или любая другая достаточно мощная система внутренней аналитики), небольшая серверная интеграция для вашего приложения и несколько часов рабочего времени.

Сервисы для A/B тестирования в мобильных приложениях:
SWRVE, Arise, SQBA

 

В заключении

Предложенный список инструментов не претендует на полноту — это инструменты, с которыми довелось поработать мне или моим знакомым.

Если я что-то упустил, то пишите мне на lohmatyi312@ya.ru или комментариями к посту — обязательно добавлю.

В последующих постах я планирую дать более подробные сравнительные обзоры указанных инструментов. Если вам интересна эта тема, то подписывайтесь на email рассылку или вступайте в группу во Вконтакте.

Запись опубликована в рубрике Аналитика, Без рубрики, Маркетинг, Мобильная разработка с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Vladimir Galaiko

    http://advertmobile.net/ — один из лучших источников мобильного трафика! Высокое качество и низкие цены!

  • Иван Иванов

    А вот интересная статья про Комплексный маркетинг мобильных приложений
    http://blog.applead.net/kompleks-marketinga-dlya-mobilnogo-prilozheniya/

  • Kateryna

    Олег, а что скажите по поводу branch.io? Мы сейчас интегрируем вместо Appsflyer

    • Олег Якубенков

      Если честно, то не работал с branch. Поэтому не могу дать фидбек.