Использование облака выгодно компаниям на старте (дает гибкость и масштабируемость), но перестает быть выгодным на масштабе (сильно бьет по маржинальности и стоимости компании)

Использование облака выгодно компаниям на старте (дает гибкость и масштабируемость), но перестает быть выгодным на масштабе (сильно бьет по маржинальности и стоимости компании). Но к этому моменту компании уже сильно зависимы от облачных решений, поэтому отказ от них становится сложной и дорогой задачей.

TL;DR

  • A16Z разобрали отчётность 50 публичных технологических компаний и пришли к выводу: использование облачной инфраструктуры рушит их маржинальность и отбирает у них суммарно 100 миллиардов долларов капитализации. 
  • Облако отлично решает задачи на старте: можно заниматься основным бизнесом, а не инфраструктурой. 
  • При достижении масштаба ранние преимущества облачной инфраструктуры съедают маржинальность. Это бьет по стоимости компании.
  • Выбраться из этой ловушки сложно: компания построена вокруг облачных сервисов, у команды нет нужной экспертизы, нужны значительные инвестиции в покупку железа. 
  • В 2019 году компании впервые стали тратить на облачную инфраструктуру больше, чем на традиционное железо. 
  • «Облако — это круто», — общий нарратив индустрии, который обеспечивает феноменальный рост провайдерам облачных решений, но дорого обходится технологическим компаниям. В таких компаниях расходы на облачные решения в среднем — 50% от расходов Cost of Revenue. 
  • Dropbox смогли повысить долю валовой прибыли с 33% до 67% во многом благодаря инфраструктурному проекту по переходу с облака на собственные сервера.

Что делать? 

  • Ставить бонусы инженерной команде за снижение объема использования облака — это всё окупится маржинальностью.
  • Заранее запланировать переезд на своё железо в архитектуре.
  • «Репатриацию» проводить шагами, инкрементально.

Подробнее по ссылке на a16z.com.

***

Спасибо за этот инсайт Роману Нестеру.

Роман Нестер — предприниматель и профессор ВШЭ. Вместе с партнерами он основал программатик-стартап Segmento (достиг выручки более 1 млрд рублей, был куплен «Сбербанком»). Сегодня Рома занимается новой магистратурой «Вышки» по управлению продуктом на основе данных, а еще ведет исследования в сфере дата-этики и влиянии технологий на человека и общество.