Все последние эссе

Все последние эссе

Проверка гипотез спроса и ценности продукта без разработки

Эту статью вместе с GoPractice подготовил Денис Мартынцев. У Дениса за плечами более десяти лет практического опыта в цифровом бизнесе в роли маркетолога, менеджера продуктов. Сейчас Денис в роли эдвайзера помогает компаниям организовывать команды роста, ведет курсы и телеграм-канал про рост продуктов.

Далее повествование ведется от лица Дениса.

Существует множество причин, по которым новый продукт может не взлететь. Самая популярная — он будет попросту не нужен рынку. Такие выводы сделали в исследовательской компании CB Insights, проанализировав 101 провальный стартап.

Я лично был свидетелем и даже соучастником историй, когда влюбленные в свою идею основатели тратили месяцы и сотни тысяч долларов на разработку продукта, который в результате оказывался никому не нужен.

Чтобы не тратить сотни тысяч долларов впустую, некоторые команды стали проверять востребованность будущего продукта прежде, чем приступать к написанию кода. Такой подход известен как Riskiest Assumption Test (RAT). Он предполагает проверку наиболее рискованных гипотез и сбор обратной связи от пользователей до непосредственной реализации продукта.

В этой статье мы обсудим два типа наиболее рискованных гипотез (спроса и ценности) и рассмотрим примеры разных способов их проверки из мировой и российской практики.


Если вы хотите научиться управлять продуктом на основе аналитики и данных, то Симулятор, образовательный продукт от GoPractice, вам в этом поможет.

Подписывайтесь на каналы «GoPractice!» и «GoPractice! Insights», добавляйтесь в чат «Ask Kevin!» в телеграме.


Проверка гипотез спроса и ценности продукта без разработки
Читать далее →

Расчет LTV. Как надо и не надо считать Lifetime Value

LTV (Lifetime Value) – важная метрика для принятия решений как в маркетинге, так и в продукте. Но при расчете LTV часто допускают ошибки. Причем ошибки допускают даже авторы статей с первой страницы результатов Google про то, как посчитать LTV.

Самые распространенные ошибки при расчете LTV:

  • Расчет LTV на основе выручки (Revenue), а не прибыли (contribution margin).
  • Расчет LTV через Lifetime пользователей, полученный через 1/churn или другими способами.
  • Расчет LTV через среднее количество покупок пользователей.

В этой статье обсудим, как надо и не надо считать LTV (Lifetime Value).


Если вы хотите научиться управлять продуктом на основе аналитики и данных, то Симулятор, образовательный продукт от GoPractice, вам в этом поможет.

Подписывайтесь на каналы «GoPractice!» и «GoPractice! Insights», добавляйтесь в чат «Ask Kevin!» в телеграме.


Расчет LTV. Как надо и не надо считать Lifetime Value
Читать далее →

Навыки и требования к аналитикам данных на разных уровнях в Яндексе. Профессия аналитик данных

Эту статью вместе с GoPractice написал Женя Козлов. Женя 8 лет руководил аналитикой: 3,5 года строил функцию аналитики в Яндекс.Маркете, затем 4,5 года – в Яндекс.Такси. Сейчас Женя находится в творческом отпуске и нашел время поделиться опытом. Подписывайтесь на телеграм-канал Жени “Секрет лапшичного супа”.

Далее повествование ведется от лица Жени.

За 8 лет в аналитике я прособеседовал и нанял сотни людей и хорошо представляю, как устроен рынок аналитиков.

Ключевое знание про аналитиков данных – этого рынка практически нет. В 2019 году я нанял в свою команду 34 аналитика, из которых 23 (68%) – это стажеры и джуниоры. Мы были бы рады нанимать более зрелых ребят, но их просто нет, поэтому приходится нанимать людей с потенциалом и растить.

Для сравнения, в команду дата-инженеров мы наняли 23% джунов (5 человек из 22) – здесь рынок есть. Эта дисциплина развита в банках, телекомах, ритейле – а значит, на рынке больше готовых специалистов.

Эта статья преследует две цели.

Первая – поделиться с рынком терминами, в которых мы в Яндексе думаем про уровни аналитиков. Это позволит уменьшить энтропию на рынке, где сегодня за вакансией и резюме аналитика может скрываться произвольный набор ожиданий и навыков: от проектного менеджмента и системного анализа, до автоматизации рутинных операций бизнеса. Приставки же младший / старший / ведущий вообще не несут никакой информации.

Вторая – дать понятный план для роста и развития в роли аналитика данных. В Яндекс.Такси мы вынуждены выстраивать конвейер для роста сотрудников, так как иначе мы просто не будем справляться. Сама формализация уровней аналитиков является следствием этого подхода. Но не все работают в больших компаниях, не у всех рядом есть сильный наставник или ментор – эта статья призвана помочь таким людям взглянуть на свои точки роста и поработать над ними.


Если вы хотите научиться управлять продуктом на основе аналитики и данных, то Симулятор, образовательный продукт от GoPractice, вам в этом поможет.

Подписывайтесь на каналы «GoPractice!» и «GoPractice! Insights», добавляйтесь в чат «Ask Kevin!» в телеграме.


навыки и требования к аналитикам данных на разных уровнях
Читать далее →

Как в Flo повысили долю успешных A/B-тестов на 30% через внедрение нового процесса работы с гипотезами

Эту статью вместе с GoPractice написал Дима Золотухин (Facebook, Telegram) – Head of Analytics в компании Flo. Дима занимается дата-аналитикой 8 лет, с 2017 года – в продуктовых компаниях.

Далее повествование ведется от лица Димы.

В Flo (мобильное приложение № 1 в сфере женского здоровья) мы увеличили долю успешных экспериментов на 30%. Для этого мы много инвестировали в то, чтобы наладить эффективный процесс по работе с гипотезами.

Одна из важных составляющих процесса – отсутствие монополии на формулирование гипотез, что приводит к тому, что вся команда участвует в создании гипотез, их приоритизации и тестировании.

В таком случае процесс работы с гипотезами важно знать и понимать всем членам команды, которые касаются продукта: продуктовым менеджерам, аналитикам, дизайнерам, UX-исследователям и даже разработчикам.

В этой статье мы обсудим, как правильно формулировать и приоритизировать гипотезы для последующего A/B тестирования.


Если вы хотите научиться управлять продуктом на основе аналитики и данных, то Симулятор, образовательный продукт от GoPractice, вам в этом поможет.

Подписывайтесь на каналы «GoPractice!» и «GoPractice! Insights», добавляйтесь в чат «Ask Kevin!» в телеграме.


Как в Flo повысили долю успешных A/B-тестов на 30% через внедрение нового процесса работы с гипотезами
шаблон посторения гипотезы

Шаблон построения гипотезы и ее компоненты

Читать далее →

Два типа стратегий роста: стратегии искры (kindle) и стратегии пламени (fire)

Это перевод статьи Casey Winters “The Kindle and the Fire”. Casey Winters в данный момент работает в роли Chief Product Officer в Eventbrite. До этого он отвечал за рост в Crubhub и Pinterest.

Далее повествование ведется от лица автора.

Предприниматели постоянно спрашивают меня о росте. Они спрашивают о SEO, о виральности, о повышении конверсий воронки, об онбординге. Они спрашивают о том, как формировать локальные команды, внедрять новую функциональность и нанимать руководителей. Но почти все они упускают из виду тот факт, что ответы на эти вопросы напрямую зависят от текущего этапа развития их компании.

Существует два типа стратегий и каналов роста: немасштабируемые стратегии для формирования фундамента для будущего роста и масштабируемые стратегии. Я начал называть их kindle стратегиями (стратегия «розжига», «искры») и fire стратегиями (стратегии «горения», «пламени»). В этой статье я подробнее расскажу о них.


Если вы хотите научиться управлять продуктом на основе аналитики и данных, то Симулятор, образовательный продукт от GoPractice, вам в этом поможет.

Подписывайтесь на каналы «GoPractice!» и «GoPractice! Insights», добавляйтесь в чат «Ask Kevin!» в телеграме.


Два типа стратегий роста: стратегии искры (kindle) и стратегии пламени (fire)


Kindle стратегии роста

Читать далее →

iOS 14 & IDFA & мобильная атрибуция трафика: глобальное изменение на мобильном рынке рекламы

Эту статью вместе с GoPractice написал Виталий Давыдов (фб, телеграм). Виталий – основатель и CEO Adapty (сервиса для аналитики и роста мобильных подписок), а также Poteha Labs (аутсорс машинного обучения). Занимается всем, что связано с мобильным маркетингом и монетизацией с 2016 года.

В мобильной индустрии надвигается одно из самых глобальных изменений за последние годы. На волне тренда приватности Apple приняла решение, что в iOS 14, которая выйдет в сентябре 2020 года, разработчики приложений больше не будут по умолчанию иметь доступ к IDFA.

IDFA – это уникальный идентификатор устройства, который используется для атрибуции рекламы, ретаргетинга, создания look-a-like аудиторий, аналитики и других задач. Теперь для получения IDFA разработчик приложения должен будет явно запросить у пользователя разрешение (по аналогии с пуш-уведомлениями). По разным оценкам доля пользователей, которые дадут доступ к IDFA составит около 10%.

В качестве альтернативы Apple предоставила собственную privacy-safe систему атрибуции, но она не закрывает и малой доли задач, которые возникают у команд, занимающихся разработкой и продвижением мобильных приложений.

Это значит, что мобильный маркетинг (рынок размером 80 млрд долларов), а как следствие и мобильная индустрия поменяются кардинально. В этом эссе мы обсудим, что именно изменится, как это повлияет на основных игроков мобильного рекламного рынка: разработчиков, рекламные системы, провайдеров сервисов для атрибуции, крупнейших рекламодателей.


Если вы хотите научиться управлять продуктом на основе аналитики и данных, то Симулятор, образовательный продукт от GoPractice, вам в этом поможет.

Подписывайтесь на каналы «GoPractice!» и «GoPractice! Insights», добавляйтесь в чат «Ask Kevin!» в телеграме.


iOS 14 & IDFA & мобильная атрибуция трафика: глобальное изменение на мобильном рынке рекламы
Читать далее →

Долгосрочный Retention — основа устойчивого роста продукта

В этом эссе для иллюстрации ключевых идей будут использоваться игровые продукты, но описанные принципы легко перекладываются на другие индустрии и типы продуктов. Оригинал этого эссе изначально был опубликован на Deconstructor of Fun (лучший блог про игры, очень рекомендую).

Наиболее распространенные метрики, на которые ориентируются игровые компании — это Retention первого, седьмого и тридцатого дней. Эти метрики являются важными приборами в работе над продуктом, но часто за ними теряется из виду долгосрочный Retention. А ведь именно хороший долгосрочный Retention является залогом устойчивого предсказуемого роста и ключом к попаданию в топ кассовых игр.

В этом эссе мы обсудим, почему вам стоит начать учитывать долгосрочный Retention вашего продукта при принятии ключевых решений, и как именно это можно сделать.


Если вы хотите научиться управлять продуктом на основе аналитики и данных, то Симулятор, образовательный продукт от GoPractice, вам в этом поможет.

Подписывайтесь на каналы «GoPractice!» и «GoPractice! Insights», добавляйтесь в чат «Ask Kevin!» в телеграме.


Долгосрочный Retention — основа устойчивого роста продукта
Читать далее →

Рост через расширение успешного продукта на новые сегменты аудитории

В прошлых статьях цикла мы обсудили рост сформировавшихся компаний через выход на новые рынки в смежных зависимых сегментах цепочки создания ценности и через создание новых продуктов для текущей аудитории.

Сегодня речь пойдет про рост через расширение успешного продукта на новые сегменты аудитории. Наиболее типичные пути развития в рамках этого вектора: географическое масштабирование и движение вверх и вниз по рынку (B2C–SMB–Mid Market–Enterprise).

Мы обсудим ряд примеров, в которых компании успешно и не очень использовали данный путь развития, а также попробуем определить набор вопросов, которые помогут принять более осознанное решение о целесообразности такого вектора развития для конкретной компании и продукта.


Если вы хотите научиться управлять продуктом на основе аналитики и данных, то Симулятор, образовательный продукт от GoPractice, вам в этом поможет.

Подписывайтесь на каналы «GoPractice!» и «GoPractice! Insights», добавляйтесь в чат «Ask Kevin!» в телеграме.


Рост через расширение успешного продукта на новые сегменты аудитории
Читать далее →

Как правильно интегрировать исследования пользователей и рынка в вашу продуктовую команду

Эту статью написала Анна Кон. Сейчас Аня выстраивает систему исследований в компании Joom. До этого создавала UX-лабораторию для МТС и проводила исследования в Яндексе. Занимается исследованиями уже более 10 лет.

Далее повествование ведется от лица Ани.

Большинство компаний на рынке пребывают в одном из следующих состояний или где-то на спектре между ними:

  • исследования – монополия отдела исследований;
  • в компании каждый является или при желании может быть исследователем (прочитали книгу «Спроси маму» или прошли тренинг по кастдеву);
  • в компании нет функции исследований вообще.

Каждое из этих состояний – крайность. Наиболее эффективная интеграция исследований в компанию находится где-то посередине и сильно зависит от специфики конкретной компании, ее стадии развития и рынка, на котором она работает.


Если вы хотите научиться управлять продуктом на основе аналитики и данных, то Симулятор, образовательный продукт от GoPractice, вам в этом поможет.

Подписывайтесь на каналы «GoPractice!» и «GoPractice! Insights», добавляйтесь в чат «Ask Kevin!» в телеграме.


Как правильно интегрировать исследования пользователей и рынка в вашу продуктовую команду
Как правильно интегрировать исследования пользователей и рынка в вашу продуктовую команду


Из каждого из описанных состояний можно прийти в лучшую позицию, где исследования будут приносить больше пользы бизнесу. При этом для каждого типа компании путь для максимизации полезности и влияния исследований на бизнес будет свой.

Читать далее →

Симулятор GoPractice станет частью магистерской программы Высшей Школы Экономики

Симулятор GoPractice станет частью магистерской программы Высшей Школы Экономики. Это первый и уникальный прецедент для российского высшего образования.

Два с небольшим года назад мы запустили Симулятор, где наши студенты смогли приобретать практические навыки в совершенно новом формате. Эксперимент по смене подхода к образованию с «теория потом практика» в «практика потом теория” оказался успешным (более 5000 студентов учатся в Симуляторе, улучшают свои продукты, добиваются прогресса в карьере).

Сегодня я хочу поделиться важным следующим шагом для GoPractice. Симулятор станет частью магистерской программы Высшей Школы Экономики «Коммуникации, основанные на данных». Это двухлетняя вечерняя магистратура, которая выпускает менеджеров по управлению продуктом и маркетингом на основе данных. В конце обучения студенты получают диплом государственного образца с международным приложением (European Diploma Supplement), который засчитывают зарубежные работодатели. 22 июня стартует третий набор, частью программы для которых будет обучение на Симуляторе GoPractice c поддержкой от фасилитатора от университета.

Это партнерство случилось во многом благодаря Роме Нестеру. Рома построил Сегменто (большие данные в таргетинге рекламы) и продал компанию Сбербанку. Теперь он делает в ВШЭ магистратуру, где студенты получат реальные практические навыки и будут востребованы бизнесом. По-моему, это очень круто, когда академический и бизнес миры соединяются вместе в образовании. И мы рады быть первопроходцами в этом процессе – департамент коммуникаций ВШЭ стал первым среди всех российских ВУЗов, кто внедрил онлайн-симулятор в свою обязательную программу с государственным дипломом.

4 июня в 7 часов по Москве будет вебинар с моим участием, где я буду отвечать на разные вопросы о своем опыта, о работе с продуктом, о продуктовой аналитике. Записаться можно по этой ссылке.

Симулятор GoPractice станет частью магистерской программы Высшей Школы Экономики