Книга «Lean Analytics» by Alistair Croll and Benjamin Yoskovitz — хорошее продолжение серии книг про бережливый стартап. Книга рассказывает о том, как аналитика может помочь вам на пути построения своего бизнеса. Эта книга хорошо дополняет книги «The Lean Startup» (переведена на русский под названием «Бизнес с нуля») и «4 шага к озарению» (или ее второе издание «СтартUP»).
Lean Analytics
Авторы книги «Lean Analytics» создали свой фреймворк для стартапа, полученный на основе синтеза ряда фреймворков других авторов, инвесторов и предпринимателей. Ничего революционного, но вполне интересная модель.
Свой фреймворк авторы приземлили на шесть бизнес моделей — интернет-магазин, SaaS, бесплатное мобильное приложение, медиа ресурс, UGC-контент, маркетплейс. Для каждой из этих моделей рассмотрены базовые подходы к аналитике на каждом из этапов развития компании, а также освещены ключевые метрики, за которыми авторы советуют следить. Ввиду широты взятой темы большой глубины в исследованиях каждой из бизнес моделей нет, но материал книги обеспечит вас базовым понимаем основных идей и концепций.
Отдельного внимания заслуживают приведенные авторами примерные значения ряда ключевых метрик для каждой из бизнес моделей. Знание этих значений позволит предпринимателям трезво оценить свои идеи на этапе планирования. Как ни странно, но у большинства людей (опытных и даже удачно реализовавших ряд проектов) часто отстутствует примерное представление о том, какие значения достижимы, а какие нет. Я уже не говорю о тех, кто не имеет опыта работы в интернет проектах.
Оживляет книгу большое количество описанных реальных кейсов стартапов. Так авторы не только выдают список рекомендаций, но и показывают, как это работает в реальной жизни.
В целом книга понравилась, помогла структурировать ряд идей и мыслей, но ничего революционного или неожиданного для меня там не было. Возможно будет для вас:)
Купить книгу можно
Ниже несколько вольных переводов понравившихся отрывков из книги «Lean Analytics».
Отрывки из книги Lean Analytics
Когда вы выбираете метрику, то спросите себя — что я буду делать иначе, основываясь на значениях этой метрики? Если у вас нет ответа на этот вопрос, то, скорее всего, следить за этой метрикой большого смысла нет.
Существуют четыре типа «знаний»:
то, что мы знаем (точно, абсолютно)
то, что мы знаем, что не знаем
то, что мы не знаем, но у нас есть представление об этом (интуиция)
то, что мы не знаем, что не знаем.
Именно в последней категории кроется то, что позволяет новым компаниям завоевывать рынок.
Корреляция между двумя метриками — это хорошо. Знание корреляции позволит вам на основе одной из них предсказывать вторую. Но если вы найдете не корреляцию, а причинно следственную связь, то вы сможете влиять на свой бизнес.
Сегментация работает всегда и везде.
Большое количество предпринимателей используют подход бережливого стартапа, чтобы оправдать старт компании без наличия у них полноценного долгосрочного видения своей будущей компании. Отсутствие видения приведет спустя определенное время к бесцельному блужданию.
На ранних этапах стартап не строит продукт, а разрабатывают то, что позволит команде понять, какой продукт необходимо строить.
MVP — это процесс обучения, а не продукт.
Зная тип своего бизнеса и этап его развития, вы можете правильно выбрать ключевую метрику и работать над ней.
Ключем к успеху стартапа является достижение фокуса и наличие дисциплины для поддержания этого фокуса.
OMTM — One Metric That Matters. В мире аналитики и данных это означает выбор одной ключевой метрики, которая отражает то, над чем вы в данный период времени работаете и на чем фокусируетесь.
Считайте все, но фокусируйтесь на самых важных метриках.
Описание жизненного цикла вашего пользователя — хороший способ понять, за какими ключевыми метриками вам надо следить. Целью этого является поиск самых рискованных мест вашей бизнес-модели, выбор метрики, характеризующей этот риск, и последующая работа над ней.
Вам надо быть честными с самим собой при проведении интервью с потенциальными клиентами. В противном случае вы будете слышать от них то, что сами захотите услышать.
Стартапы обычно все идеализируют и недооценивают инертность рынка. Они пытаются атаковать лидеров рынка с функцианальностью и фичами, которые не являеются критичными/решающими для потребителя. Незначительные недостатки вроде устаревшего дизайна лидеров рынка не позволят вам отобрать у них долю рыка. Вам необходимо копнуть глубже, чтобы найти что-то реально ценное для потребителей.
Разработка нового функционала проще, если вы четко понимаете зачем вы его разрабатываете. Необходимо всегда провязывать ваше видение и высокоуровневые цели с функциональностью вашего продукта.
MVV — Minimum Viable Vision.
Преждевременный рост сжигает время и деньги. Он быстро убьет ваш стартап.
Модель 3-3. Три гипотезы, три действия, три эксперимента.