По итогам прочтения книги «Азбука системного мышления» Донеллы Медоуз

Упоминание про книгу «Азбука системного мышления» я впервые услышал в выступлении Байрама Аннакова на Product Camp 2013. Затем нашел ее в списке рекомендуемых у Ильи Красинского. Тогда выбора у меня уже не осталось и я пошел в магазин за ней.

Я был бы рад прочитать эту книгу несколько лет назад (наверно, как и большинство других книг, про которые я здесь пишу), когда я только начинал заниматься аналитикой в Яндексе.
Донелла Медоуз в своей книге дарит читателю возможность увидеть окружающий мир, как набор систем, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга, составляют более сложные системы, которые в свою очередь составляют еще более сложные системы.

Азбука системного мышления

«Азбука системного мышления» Донеллы Медоуз

«Азбука системного мышления» научит вас выделять стандартные составляющие любой из систем: запасы, потоки, циклы обратной связи (усиливающие, балансирующие). Также вы научитесь выделять распространенные архетипы систем (система с невозобновляемыми ресурсами, система с возобновляемыми ресурсами и так далее), узнаете об основных рычагах воздействия на системы.

Книга дала мне лучшее понимание многих процессов, структурировала мысли и в очередной раз дала понять, как необычайно сложен окружающий мир. Сложность его лежит, в первую очередь, в области взаимодействия его частей. Кстати, очень наглядно показывает эту сложность игра «Жизнь» (The Game of Life), но об этом в другой раз.

В введении к книге «Азбука системного мышления» приводится «Притча о слепцах и слоне». Эта притча ярко отражает наше обычное восприятие реальности. Книга учит за отдельными частями видеть целое.

 

Мысли и идеи из книги

Вы думаете, что если вы знаете, что такое один, то вы знаете и что такое два, потому что один и один будет два. Но вы забываете о том, что должны понимать, что такое «и».
Суфийская притча

Факт наличия обратных связей в системах означает, что система может быть причиной своего собственного поведения.

Основная задача любой теории — сделать так, чтобы базовые элементы были максимально просты и так малочисленны, как только возможно без ущерба для адекватного представления о том, что мы наблюдаем на практике.
Альберт Эйнштейн

Сложное поведение систем часто связано с переходом доминирования от одного цикла обратной связи к другому.

Системы с одинаковыми структурами обратных связей демонстрируют схожие типы поведения.

Наличие запаздываний в циклах обратной связи приводит систему к колебаниям. Этот факт объясняет склонность экономических систем к колебаниям.

Интересный пример того, как на первый взгляд очевидное технологическое улучшение погубило целую отрасль. В определенный момент было изобретено оборудование для рыболовецких судов, с помощью которого суда могли успешно выходить в море даже при низкой плотности рыбной популяции. Ранее они этого делать не могли и в случае снижения плотности популяции в отрасли наступал застой на некоторое время. Новое оборудование позволило повысить эффективность и дать возможность небольшим судам продолжить работу даже в таких условиях.
К сожалению, последствия были похожи на последствия опустынивания на суше. Плотность рыбной популяции упала ниже критического уровня, когда она уже не могла самостоятельно воспроизводиться. В итоге технологический прогресс, который нес увеличение эффективности, погубил отрасль рыбного хозяйства в ряде регионов планеты.

Почему системы так эффективны:
1) они устойчивы к внешним воздействиям
2) системы способны к самоорганизации
3) имеют иерархическое строение

Утрата устойчивости обычно оказывается совершенно неожиданной, поскольку сама система обычно уделяет все свое внимание своим действиям, а не причинам, которые лежат в их основе. Однажды система выполнит обычные действия, которые проделывала многократно, но на этот раз они приведут к разрушению.

Способность систем усложнять свою собственную структуру называется самоорганизацией. Для нее необходимы свобода, возможность экспериментировать и некий творческий беспорядок.

Иерархия позволяет уменьшить количество информации, которую необходимо хранить и отслеживать каждой части системы.

Исходная цель верхних уровней иерархии состоит в том, чтобы помогать низших слоям достигать своих целей. Цель кажой из подсистемы в стркуктуре иерархии должна соответствовать общей цели системы. Когда интересы подсистемы достигаются в ущерб инетересам системы в целом, то это ведет к разрушении всей системы (примером является раковая опухоль).

Существующие модели хорошо соотносятся с реальностью, но при этом они далеки от того, чтобы представлять мир во всей полноте. То, что мы живем в мире моделей, которые упрощают восприятие сложного мира, создает основу для неожиданного и непредсказуемого поведения систем, которое существующие модели не могут объяснить, а значит и предсказать.

Структура системы определяет ее поведение. Поведение системы проявляется в виде событий, происходящих в определенной последовательности.
Таким образом, при изучении системы необходимо за чередой событий искать структуру системы, а не пытаться связывать между собой сами события.

Большинство процессов в мире развиваются по нелинейным законам. При этом большинству людей свойственно линейное мышление.

Основное развитие экономики происходило во времена, когда основными лимитирующими факторами были капитал и рабочая сила. С тех пор мир изменился и сейчас более существенными лимитирующими факторами являются чистая вода, приемлемые источники энергии, методы захоронения отходов. Но управление осуществляется по-прежнему в терминах только капитала и рабочей силы (кстати, это пример запаздывания системы управленческого образования).

Настоящее понимание роста выражается в том, чтобы переключать внимание с факторов, имеющихся в изобилии, на те, которых может стать недостаточно, то есть те факторы, которые станут лимитирующими в будущем. Только в этом случае можно по-настоящему управлять ростом.

Теория ограниченной рациональности: люди принимают рациональные решение в рамках только той информации, которая им доступна в данный момент, а идеально полной информации не бывает.

Рычаги влияние на системы (от самых слабых к наиболее мощным):
12) Численные показатели: переменные, константы (уровень налогов)
11) Запасы (размер запаса оказывает стабилизирующее влияние, если он достаточно велик по сравнению с величиной потоков)
10) Структура запасов и потоков (изменение структуры дорог в Москве может привести к менее затрудненному движению)
9) Запаздывания (изменение запаздываний в циклах обратной связи имеет сильное влияние на систему)
8) Балансирующие циклы обратной связи (лишение системы циклов обратной связи делает ее неустойчивой и нестабильной)
7) Усиливающие циклы обратной связи (часто замедление роста — это в разы более мощный рычаг воздействия, чем усиление балансирующих циклов)
6) Информационные потоки (кто имеет доступ к информации, а кто нет)
5) Правила, стумулы, наказания, принуждение (представьте, что произойдет с университетом, если отменить оценку знаний учащихся и ввести оценку качества работы преподавателей — система изменится кардинально)
4) Самоорганизация (добавление, изменение и преобразование системных структур; примером влияния самоорганизации на систему является история развития человечества)
3) Цели, назначение и функция системы (Горбачев не менял страну, но изменил глобальную цель страны и общества)

2) Мировоззрение, в рамках которого построена система

Здесь хочется остановится поподробнее. Основная идея этого рычага воздействия состоит в следующем: любое расширение системы понятий, в рамках которой «мыслит» система, может привести к сильным изменениям во внешних проявлениях поведения системы.
Мы строим небоскребы, потому что верим, что площади в деловом центре стоят дорого, египтяне строили пирамиды, потому что верили в загробную жизнь.
Эйнштейн с его идеями о превращении материи и энергии, Адам Смит с идеями о том, что эгоистические побуждения отдельного человека ведут к всеобщему благу, Сергей Брин и Лари Пейдж с идеей ранжировать поисковую выдачу на основе ссылок с других сайтов — все они вызвали пересмотр сложившихся понятий и взглядов, и использовали это как мощный рычаг для изменения соответствующих систем.

1) Расширение границ мировоззрения

Человек не должен быть рабом теорий и представлений, а должен оставаться гибким и свободным. Никакая теория не может претендовать на абсолютную истинность.
Если все представление в той или иной степени неверны, то можно выбирать любое из них, которое позволяет достичь поставленной цели.

И в заключении еще одна интересная идея из книги.
Само по себе системное мышление не сделает шаг от понимания к действию, но оно позволит добиться максимума от анализа, а затем укажет, что может и должен сделать человек.

 

В заключении

«Азбука системного мышления» помогла мне найти четкое и понятное объяснения того, чем является аналитика в компании. По сути, это цикл обратной связи на производимые компанией действия.

 

Запись опубликована в рубрике Аналитика, Книги с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.