Почти два года назад я делал сравнение популярных систем аналитики для мобильных приложений. Тогда моим фаворитом была система аналитики Mixpanel. Но рынок не стоит на месте, и теперь у меня появилась новая любимая система аналитики — Amplitude.

В этом материале я подробно расскажу про все преимущества Amplitude, но вот краткий набор причин, почему это система аналитики для мобильных приложений и веб-сервисов заслуживает вашего внимания:

  1. Amplitude — улучшенная версия Mixpanel в плане возможностей для аналитики. В ней есть сегментация ивентов, воронки, Retention, когортный анализ, профили пользователей, live view, очень гибкое формирование сегментов и когорт, дашборды, данные в реальном времени и многое другое.
  2. Amplitude в разы дешевле Mixpanel. А при объеме ивентов менее 10 миллионов в месяц — и вовсе бесплатная.

Рассмотрим подробнее.

система аналитики мобильных приложений Amplitude

Обратите внимание: материал опубликован в марте 2016 года.

Краткая история системы аналитики Amplitude

Первый раз я столкнулся с Amplitude около двух лет назад. Сервис был достаточно молодым, выглядел интересно и позиционировался как дешевая альтернатива Mixpanel.

Звучало очень заманчиво, но тогда в Amplitude не было двух вещей, которые для меня были критичны (на тот момент я рассматривал системы аналитики в контексте анализа мобильных игр):

  1. Провязки системы аналитики с сервисами трекинга источников трафика (Appsflyer, MAT и прочие);
  2. Возможность агрегации (сумма, среднее, максимум, минимум) числовых параметров ивентов и их последующей сегментации (для анализа внутренней экономики игр).

Но я продолжил наблюдать за сервисом, и за прошлые два года Amplitude превратился в самый мощный и гибкий инструмент для аналитики, реализовав все то, чего так не хватало в Mixpanel.

В свою очередь, Mixpanel за это время потерял фокус на аналитике. Прошлые два года Mixpanel в основном развивал свой маркетинговый продукт People, куда входят пуши, профили, опросы, A/B тесты и прочее.

Далее я опишу ключевые возможности системы аналитики Amplitude. Инструмент гибкий и мощный, поэтому все аспекты я осветить не смогу. Более подробно почитать про сервис вы можете на сайте.

↓ Чтобы глубже разобраться в том, как создаются, развиваются и масштабируются продукты, пройдите обучение в симуляторах GoPractice.

→ В «Симуляторе управления продуктом на основе данных» вы научитесь принимать решения с помощью данных и исследований при создании продукта.

→ В «Симуляторе управления ростом продукта» найдете пути управляемого роста и масштабирования продукта.

→ В «Симуляторе SQL для продуктовой аналитики» поймете, как применять SQL для решения продуктовых и маркетинговых задач.

→ В «Симуляторе управления ML/AI-проектами» научитесь применять технологии машинного обучения с пользой для бизнеса.

→ Не знаете с чего начать? Пройдите бесплатный тест для оценки навыков управления продуктом. Вы определите свои сильные стороны и слепые зоны, получите план профессионального развития.

→ Еще больше ценных материалов и инсайтов — в телеграм-канале GoPractice.

Параметры ивентов, user properties, профили пользователей

Начнем с основ. Работая с данными, я хочу знать состояние пользователя на момент выполнения конкретного действия в приложении. Для этого я раньше рекомендовал вводить специальные глобальные переменные, которые надо было передавать со всеми ивентами. В таких глобальных переменных хранилось состояние пользователя на текущий момент: количество потраченных денег, дата прихода, количество пройденных уровней.

Это немного костыльное решение было призвано решить проблему того, что Mixpanel разделил все то, что связано с ивентами, и все то, что связано с профилями пользователей (People). Кроме всего прочего, подключение People существенно увеличивало стоимость сервиса.

Amplitude сделал все намного логичнее. Для каждого пользователя они хранят его профиль (аналог People в Mixpanel). Профиль состоит из собираемой по умолчанию информации и из user properties (характеристики пользователя), которые вы определяете самостоятельно.

профиль пользователя в системе аналитики мобильных приложений Amplitude

При отправке любого ивента вся информация про пользователя из его профиля к этому ивенту прикрепляется. В итоге мы знаем все о состоянии пользователя на момент совершения определенного действия, так как ивент состоит из параметров ивентов и текущего состояния профиля пользователя.

event structure 1
event structure 3
event structure 2

Сегментация ивентов и сегменты пользователей

За последние несколько лет я пообщался с огромным количеством компаний, разрабатывающих системы аналитики. Что удивительно, большинство из них не понимают разницы между сегментацией ивентов и выделением сегментов пользователей. А она есть.

Amplitude позволяет очень гибко работать с сегментацией ивентов по их параметрам. Тут их возможности похожи на то, что позволяет Mixpanel:

  1. Сегментация ивента с неограниченным количеством условий по всем его параметрам;
  2. Возможность получить разбику ивента по какому-то параметру;
  3. Unique/total /average/% dau/sum,avg,min,max;
  4. Возможность вывести несколько ивентов на один график;
  5. Возможность использования формул над числовыми рядами двух выбранных ивентов.
segmentation инструмент сегментации в системе аналитики мобильных приложений Amplitude

Amplitude также позволяет выделять сегменты пользователей. Например, я могу выделить сегмент пользователей из США и сегмент пользователей из Канады и сравнивать их поведение. А могу выделить сегмент пользователей, которые пришли в версию 1.2, а также сегмент пользователей, которые пришли в версию 1.3.

выделение сегментов в системе аналитики мобильных приложений Amplitude

Возможность выделить сегмент размещена справа от основной рабочей области.

Сегменты очень удобно использовать при когортном анализе: при сравнении разных версий продукта, при сравнении разных источников трафика, разных стран, платформ и так далее.

Сегменты протянуты через все основные инструменты, предоставляемые Amplitude: сегментация, воронки, Retention, анализ денег.

В Mixpanel сегментов нет, поэтому при необходимости исследовать несколько групп пользователей приходится регулярно переключаться между вкладками, а при каждой выборке данных заново вводить все параметры, характеризующие нужную тебе группу пользователей.

Retention

Казалось бы, что можно придумать в отчете Retention? Но и тут в Amplitude есть приятные возможности:

  1. Amplitude умеет считать обычный Retention, Rolling Retention, а также Retention с заданными вами временными интервалами (например, вы можете выставить следующие границы: 1 день, 2-5 день, 6-12 день).
  2. В отчете Retention можно выделять и сравнивать разные сегменты пользователей (по странам, по версиям и тд).
  3. Retention можно визуализировать в формате Retention Over Time, где будет показана динамика Retention нескольких конкретных дней (очень удобно для мониторинга влияния изменений в продукте).
retention отчет в системе аналитики мобильных приложений Amplitude
retention сравнение разных сегментов в системе аналитики Amplitude
retention over time динамика retention в системе аналитики Amplitude

Воронки

Воронки похожи на то, что есть в Mixpanel. Из приятных возможностей:

  1. Неограниченное количество условий на параметры у ивента, характеризующего определенный шаг. В Mixpanel это теперь тоже возможно, но реализовано крайне неудобно.
  2. Выделение сегментов для быстрого сравнения между собой.
  3. Возможность ограничить окно конверсии воронки (на сколько дней вперед от первого ивента в воронке надо искать конверсионный ивент).
  4. Отслеживание динамики определенного шага воронки.
funnels воронки в системе аналитики мобильных приложений Amplitude

Выделение и исследование когорт пользователей

Теперь, когда мы рассмотрели стандартные инструменты, можно перейти к самому полезному, что есть в Amplitude.

Представьте, что вы анализируете воронку и видите, что на определенном шаге у вас потерялось 30% пользователей. C помощью Amplitude вы можете создать из этих пользователей отдельную когорту, а потом изучать ее с помощью всех инструментов, которые мы обсуждали ранее. Что особенно удобно, такие когорты можно использовать как сегменты пользователей.

когортный анализ в системе аналитики мобильных приложений Amplitude

Создавать поведенческие когорты пользователей можно:

  1. Из инструмента сегментации (нажимаешь на интересующую тебя точку и создаешь когорту);
  2. Из инструмента Retention (например, выделить тех, кто не вернулся на 1-й день в продукт);
  3. Из воронок (можно взять тех, кто дошел до определенного шага, либо же не дошел);
  4. А также в специальном конструкторе (позволяет задавать очень гибкие условия для определения интересующей группы пользователей).
cohort creation в системе аналитики мобильных приложений Amplitude

Amplitude дает еще одну классную возможность для изучения полученных когорт пользователей. Можно открыть профили пользователей, которые попали в когорту, и детально изучить каждого из них (в профиле у каждого пользователя отображается последовательность всех его ивентов). Это как раз тот подход, что я описывал в статье про анализ сессий пользователей.

event stream live view профиль пользователя в системе аналитики мобильных приложений Amplitude

Amplitude очень активно продвигают еще один свой инструмент, который они называют Compass. Compass отвечает на вопрос о том, какие действия пользователей повышают шанс того, что они останутся в продукте / сделают покупку и тд. По сути они ищут корреляцию между действиями пользователей в начале использования продукта и выполнением определенных действий в будущем.

Лично я, к сожалению, пока не нашел большой пользы от этого инструмента — результаты получаются весьма очевидные.

compass в системе аналитики мобильных приложений Amplitude

Live View

В Amplitude есть возможность следить за приходящими ивентами в режиме реального времени. Очень удобно для проверки правильности интеграции аналитики в мобильное приложение.

Аналитика денег и проверка валидности покупок

Amplitude в своем продукте решили одну очень критичную проблему всех монетизируемых клиентских мобильных приложений. Они сделали на своей стороне проверку валидности совершаемых пользователями покупок in-app продуктов. Для этого надо лишь добавить нужные данные в настройках Amplitude.

Это означает, что теперь приложения, которые раньше не могли реализовать самостоятельно серверную верификацию покупок, могут, наконец, полноценно анализировать все метрики, связанные с деньгами. Раньше они этого делать не могли, так как ненастоящие покупки портили всю картину.

Amplitude также умеет считать все стандартные денежные метрики, что весьма удобно.

arpu

Интеграции со сторонними сервисами пушей, атрибуции трафика, A/B тестов, SQL-визуализации

Amplitude имеет множество полезных интеграций:

  1. C сервисами атрибуции трафика;
  2. С сервисами для A/B тестов;
  3. С сервисами рассылки пушей;
  4. С Redshift и сервисами для визуализации данных.

Стоимость

Цена — важный аспект при выборе системы аналитики. А в случае Amplitude одной лишь цены было бы достаточно, чтобы задуматься о переходе на этот сервис.

До 10 миллионов ивентов в месяц сервис бесплатный. Есть ограничения по доступным фичам и интеграциям, но для большинства это не будет критичным.

До 100 миллионов ивентов сервис стоит $995. Для сравнения, 20 миллионов ивентов в Mixpanel будут стоить $2000, а если еще подключать People, то стоимость можно смело умножать на два. Таким образом, Amplitude дешевле Mixpanel более, чем в 10 раз.

Более подробно с ценами можно ознакомиться здесь.

pricing стоимость системы аналитики Amplitude

В заключение

Когда я пользовался Mixpanel и размышлял над тем, какой должна быть идеальная система аналитики, то в моей голове рисовалось что-то похожее на Amplitude.

Важную часть в этих размышлениях занимали возможность снизить стоимость сервиса в разы, а также возможность выделения когорт на основе действий пользователей для последующего их изучения.

Надеюсь, что обзор был вам полезен. Поделитесь им: помогите вашим знакомым и друзьями сэкономить на аналитике и при этом получить очень мощный инструмент.