Сегодня у GoPractice день рождения — три года со дня запуска первого «Симулятора управления продуктом на основе данных». За это время обучение в симуляторе прошли более 8000 студентов. Многие из них спрашивали, планируем ли мы запускать новый продукт. Отвечаю: да! Сегодня расскажу о нем подробнее.

Две недели назад первая когорта студентов закончила обучение в новом симуляторе. В когорте было шесть опытных профессионалов, которые отвечают за рост и развитие крупных международных продуктов на позициях Head of Product, CMO, Head of Growth, Senior Product Manager.

Получилось круто и полезно. И для участников, и для меня.

Большинство студентов сошлись на том, что это было лучшее обучение в их жизни. У некоторых получилось уже в процессе обучения существенно повлиять на свои продукты, у других появилось понимание, как их развивать дальше.

Процитирую несколько отзывов:

  • «Раньше я считал первый симулятор самой удачной инвестицией в образование, но в этот раз получилось еще лучше. Перед обучением я рассуждал о росте с точки зрения воронок и метрик. Сейчас я понимаю, что это не фундамент, а скорее небольшой кусочек».

  • «Обучение помогло донести до команды идеи, которые повлияли на смену многолетних приоритетов в компании. С февраля мы выросли по профиту в два раза, и к лету, думаю, вырастем минимум в четыре раза».

  • «Симулятор помог структурировать знания, которые были накоплены ранее, и закрыл серые зоны. Появилась целостная картина: как должен развиваться продукт, из чего состоит рост, с чего начинать».

  • «Ключевая ценность в том, что я начал думать о том, о чем раньше не думал».

У меня же появился гуглдок на 135 страниц с фидбеком и новыми идеями для улучшения симулятора, а главное — уверенность, что продукт решает свою задачу и приносит реальную пользу.

Сегодня я расскажу о новом cимуляторе: какую задачу он решает, кому будет полезен, как и когда можно будет пройти обучение.

Про что новый «Симулятор управления ростом продукта»

Предмет изучения оригинального симулятора — как данные и исследования помогают сокращать неопределенность и принимать решения в работе над продуктом. В процессе обучения студенты проходят путь от идеи до востребованного продукта, учась идентифицировать и решать типичные проблемы.

Оригинальный «Симулятор управления продуктом на основе данных» — про путь от 0 к 1, от идеи к product/market fit.

Новый симулятор начинается там, где закончился прошлый. Вы получите в управление работающий востребованный продукт, который перестал расти. Основным фокусом обучения станет построение системы, которая обеспечит продукту контролируемый и управляемый рост. Мы разберем типичные проблемы и способы их решения в процессе масштабирования продукта, на пути от 1 к N.

«Симулятор управления ростом продукта» — про путь от 1 к N, от product/market fit к устойчиво растущему бизнесу.

Какую задачу решает «Симулятор управления ростом продукта»

У многих команд нет системного понимания, как устроен рост их продукта, какие переменные на него влияют, а главное, как они взаимосвязаны. Поэтому решения о векторе развития продукта и компании принимаются интуитивно. Иногда это работает, особенно на быстрорастущем всепрощающем рынке. Но чаще — нет, особенно когда ранний рост закончился, а дальнейший все больше зависит от действий команды.

Симптомы описанной ситуации:

  • агрессивные цели, которые регулярно не выполняются;
  • резкая смена приоритетов компании или конкретного продукта в каждый цикл планирования;
  • отсутствие фокуса и желание делать все сразу;
  • рассинхронизация между командами продукта, маркетинга, разными уровнями менеджмента и акционерами.

Цель «Симулятора управления ростом продукта» — дать фреймворк, который позволит увидеть целостную модель устройства роста продукта. Этот фреймворк поможет правильно идентифицировать возможности, ограничения и проблемы роста, а также подобрать инструменты для их разрешения.

Как и в оригинальном симуляторе, вы сможете получить практический опыт в реалистичной среде. Вы будете отвечать за вымышленный продукт, который соберет на себе все типичные проблемы, с которыми команды сталкиваются в процессе масштабирования продукта. Это прекрасная возможность набить шишки в безопасной среде с моментальным фидбеком, не рискуя репутацией и деньгами.

Вот что говорят про новый симулятор студенты первой когорты.

Андрей Шахтин (Head of Growth, Vivid Money):

«Самая большая польза для меня — это очень хорошо структурированный и систематизированный материал про рост. Очень хорошо показано, что рост это не только маркетинг и не только продукт. Это единая система.

После обучения осталась четкая концепция, как рост продуктов раскладывается на составляющие, что делать или не делать в разных ситуациях. В симуляторе предложен фундаментальный и системный подход к росту продуктов. Без хаков, каких-то локальных оптимизаций конверсий. Перед обучением я рассуждал о росте с точки зрения воронок и метрик. Сейчас я понимаю, что это не фундамент, а скорее небольшой кусочек».

Кирилл Макаров (Head of Acquisition, Growfood):

«Неплохо легло на мои текущие рабочие задачи, где мне нужно перезапустить рост в компании и кратно усилить его. Курс позволил “обстучать” об него многие мысли и уложить их в более понятную структуру и модель. Некоторые куски материала уже успел применить, на что-то успел посмотреть под другим углом».

Павел Лоуцкер (Head of Growth Team, Райффайзенбанк):

«Хороший, комплексный подход к росту. Не только метрики и конверсия в первую покупку, а мощный фокус на то, “что наш продукт реально делает”. Ключевая ценность в том, что я начал думать о росте иначе, как о единой системе с переменными и зависимостями».

Роман Бабкин (CMO, EO Broker):

«Помогло раздвинуть горизонт того, что я узнал за годы в маркетинге. Посмотреть на все происходящее в компании с новых углов. Достроить и формализовать модели, которые я сам вывел в ходе своей работы».

Осман Рамазанов (Product Manager, Mailtrap.io):

«Симулятор в первую очередь закладывает фундамент в мышлении, поэтому со временем эффект и ценность от него растут. Даже не успев применить многое из симулятора в работе, уже почувствовал разницу в понимании на уровне стратегии и принятия решений. Мне не хватало полной структурированной картины, как эффективно работать над ростом продукта, не занимаясь поиском “хаков”, а создавая управляемый процесс. Симулятор помог, дав как инструменты, так и понимание».

Кому «Симулятор управления ростом продукта» будет наиболее полезен

Симулятор управления ростом продукта будет полезен:

  • Командам и специалистам, которые ищут пути ускорения роста продукта или оказались в ситуации, когда не понимают, как осознанно влиять на рост.
  • Специалистам, которые хотят ускорить прогресс в продуктовой, аналитической и маркетинговой карьере.

Симулятор управления ростом, скорее всего, не подойдет:

  • Людям без опыта, которые хотят попасть в айти.
  • Начинающим специалистам на junior-позициях.

Для этих сегментов аудитории я бы порекомендовал сначала набраться реального опыта, а потом структурировать его в оригинальном «Симуляторе управления продуктом на основе данных».

Мы еще находимся на ранней стадии исследования того, кому новый симулятор дает максимальную ценность. Поэтому я попросил первых студентов когорты ответить на вопрос: «Стали бы вы рекомендовать симулятор управления ростом? Если да, то кому и почему? Если нет, то почему?».

Андрей Шахтин (Head of Growth, Vivid Money):

«Определенно буду рекомендовать всем, кто занимается продуктом.

Для более senior-позиций (CPO, Head of Product, CMO) — мастхэв, потому что довольно редко встречается системный подход в работе над ростом продукта.

Для среднего уровня порекомендовал бы пройти обучение, чтобы понимать, к чему нужно идти, и начать применять эти знания.

Порекомендовал (уже) своей команде, чтобы быть на одной волне и лучше понимать друг друга.

Не рекомендовал бы джунам, потому что не очень эффективно будет, как с точки зрения применения, так и понимания».

Павел Лоуцкер (Head of Growth Team, Райффайзенбанк):

«Безусловно стал бы, более того, уже рекомендую. Я рекомендовал бы его опытным бойцам, которые имеют продуктовый опыт, готовы смотреть на суть».

Кирилл Макаров (Head of Acquisition, Growfood):

«Точно да. В первую очередь порекомендовал бы тем, у кого есть насущная боль с ростом или стратегией, и они ее пытаются сейчас решить. Знакомым фаундерам, CMO и CPO позициям — 100%. Они могут сразу это применять.

В целом продактам, аналитикам и маркетологам тоже рекомендовал бы, но может быть сложно осознать материал и сходу применить, так как они не всегда влияют целиком на стратегию. Хотя материал все равно будет полезным для развития.

Единственный блокер, почему мог бы не рекомендовать — нужно достаточно много времени инвестировать в изучение материала».

Роман Бабкин (CMO, EO Broker):

«Да, однозначно. Любому человеку из профессии от senior level. Джунам и новичкам будет тяжело осознать материал».

Осман Рамазанов (Product Manager, Mailtrap.io):

«Рекомендовал бы тем, кто работает над ростом продукта и хочет делать это с высоким уровнем осознанности.

Уже порекомендовал коллегам. После обучения чувствую барьер между тем, как мы оцениваем и смотрим на разные аспекты работы, поэтому однозначным плюсом было бы проходить симулятор командой».

Как и когда можно будет пройти обучение в «Симуляторе управления ростом продукта»

Текущая версия симулятора пока еще не способна самостоятельно в полной мере передать заложенные в программу знания и навыки. Ее эффективность я оцениваю в 65-70%. Оставшиеся 30-35% работы для первой когорты закрывали еженедельные звонки, на которых мы обсуждали возникшие вопросы, непонятные моменты, способы применения знаний на практике и просто делились опытом.

Такие звонки четко указали на способы повысить эффективность продукта. В результате появился документ с фидбеком на 135 страниц, на основе которого я сейчас перерабатываю симулятор. После готовности новой версии мы пригласим еще одну группу студентов, что позволит измерить эффективность.

Когда симулятор начнет справляться с задачей донесения знаний и навыков на уровне 80-90%, мы начнем постепенно расширять количество студентов. В рамках первого этапа расширения воронки мы планируем запустить формат обучения, где новые группы будут вести выпускники прошлых когорт. Когда «Симулятор управления ростом продукта» достигнет эффективности в 90-95%, мы планируем открыть возможность попасть на обучение всем, кто прошел оригинальный «Симулятор управления продуктом на основе данных».

Как попасть на обучение в одну из следующих когорт

Вы можете заметить, что в этом апдейте по прогрессу в работе над новыми симулятором нет ссылок на лендинг или форму, где можно записаться на обучение. Из-за того, что ближайшие группы буду вести лично я, текущая пропускная способность очень низкая.

В ближайшее время приоритет будет отдаваться тем, кого порекомендуют прошлые выпускники. Это преследует три цели.

Во-первых, выпускники лучше понимают, кому продукт будет полезен, поэтому вероятность успешного обучения для студентов, пришедших по такой рекомендации, больше.

Во-вторых, многие участники первой когорты просили дать возможность пройти обучение своим коллегам, так как это позволит эффективнее применять знания в работе.

В-третьих, мы в GoPractice хотим таким образом сделать шаг к построению качественного сообщества вокруг темы создания и роста продуктов. А важная характеристика полезного сообщества — сильные горизонтальные связи.

Именно поэтому пока единственный путь попасть в новый симулятор — через рекомендации тех, кто уже прошел в нем обучение. Следующая группа таким образом уже почти набрана. Но мы активно работаем над тем, чтобы как можно быстрее иметь возможность пригласить на обучение больше людей.

В заключение

Мы очень рады, что новый симулятор нашел себя спустя столько времени и неудачных попыток. Продукт уже решает свою задачу и приносит пользу, пусть пока еще и полуручном режиме. Но мы уже на финишной прямой.

Впереди еще очень много работы, чтобы научиться доносить знания и навыки, заложенные в симулятор, с максимальной эффективностью. Мы верим, что это поможет людям добиться прогресса в карьере и своих проектах. И активно работаем, чтобы как можно быстрее дать доступ к продукту всем желающим.