Этот материал написала Анна Кон. Сейчас Аня выстраивает систему исследований в компании Joom. До этого она создавала UX-лабораторию для МТС и проводила исследования в «Яндексе». Занимается исследованиями уже более 10 лет.

Далее повествование ведется от лица Ани.

Большинство компаний на рынке пребывают в одном из следующих состояний или где-то на спектре между ними:

  • исследования — монополия отдела исследований;
  • в компании каждый является или при желании может быть исследователем (прочитали книгу «Спроси маму» или прошли тренинг по кастдеву);
  • в компании нет функции исследований вообще.

Каждое из этих состояний — крайность. Наиболее эффективная интеграция исследований в компанию находится где-то посередине и сильно зависит от специфики конкретной компании, ее стадии развития и рынка, на котором она работает.

Как правильно интегрировать исследования пользователей и рынка в вашу продуктовую команду
Как правильно интегрировать исследования пользователей и рынка в вашу продуктовую команду


Из каждого из описанных состояний можно прийти в лучшую позицию, где исследования будут приносить больше пользы бизнесу. При этом для каждого типа компании путь для максимизации полезности и влияния исследований на бизнес будет свой.

Как компании оказались в одном из трех описанных состояний

Индустрия маркетинговых исследований стала формироваться в США в начале 20 века. Исследования оказались особенно востребованы в индустриях производства товаров и услуг, так как данные о продажах не давали информацию о конечном потребителе. Для многих компаний маркетинговые исследования были и до сих пор остаются основным источником знаний об их клиенте и рынке в целом.

В таких компаниях появлялись отделы исследований, которые стали обладать монополией на знания о клиенте. Они были единственным окном в мир рынка и клиентов для всей организации, что давало им возможность оказывать значительное влияние в определении вектора развития. Типичными характеристиками такой формы интеграции исследований в компанию были крупные, долгие и дорогие проекты, трекинги, привлечение внешних подрядчиков.

Со стремительным ростом IT-индустрии функция исследований также начала трансформироваться. В IT-компаниях у менеджеров появились фактические данные о том, как люди используют продукты. Для многих задач анализ поведенческих данных оказался более точным, эффективным и дешевым, чем исследования мнений людей. Принципиальное отличие IT-индустрии: в ней тестировать идеи и изменения «в бою» гораздо проще, дешевле и быстрее, чем в производстве товаров. Так что исследования обычно появлялись в компаниях в этой индустрии не с самого начала и становились не основным источником данных для принятия решений.

Это привело к трем следующим способам интеграции исследований в IT-компании:

  • Полный отказ от исследований. Это было свойственно индустрии на более ранних этапах развития, когда компании не могли и не понимали смысла тратить большие бюджеты на создание классического отдела исследований, его ценность на фоне анализа данных была не очевидна.
  • Каждый член команды — исследователь. В определенный момент IT-компании осознали, что исследования способны помочь в ряде задач, где аналитика существующих данных не справляется, и начали активно изучать основы исследования пользователей и внедрять эти практики у себя.
  • Некоторые IT-компании создали внутри классические отделы исследований (отделы маркетинговых исследований, UX-лаборатории), но это обычно свойственно крупным организациям с большими бюджетами.

Каждое из этих состояний имеет свои минусы и плюсы, и у каждого есть пути повышения эффективности. Далее мы обсудим, какую ценность несут исследования и как компаниям правильно интегрировать их в свои процессы.