Продуктовые команды, которые пренебрегают частыми экспериментами, уверены, что знают свой продукт, пользователей и как добиться необходимых результатов. В то же время команды, которые полагаются на постоянные эксперименты, признают, что знают о продукте и пользователях очень мало. И именно такой подход открывает перед командами большие возможности для улучшения продукта.
Это перевод материала из англоязычного блога GoPractice. При желании вы можете изучить его в оригинале.
Успешная работа над продуктом напоминает научное открытие: вы двигаетесь от гипотезы к эксперименту и делаете выводы на основе полученных данных. Создавать продукты без экспериментов — значит полагаться на непроверенную (и часто ложную) гипотезу. И работать впустую.
С другой стороны, тщательно спланированный эксперимент поможет вам лучше понимать пользователей и продукт, видеть логические ошибки, корректировать направление развития и направлять усилия команды верным курсом.
Ниже — пример, который поможет лучше понять важность научных открытий и как они связаны с современной продуктовой работой.
Давным-давно у людей были разные представления о том, что такое Земля. Некоторые верили, что мир расположен на вершине огромного дерева или горы. Другие считали, что Земля плоская и стоит на трех слонах (змеях, черепахах и так далее).
Позднее греческие философы представили концепт геоцентрической системы мира, проложив тем самым дорогу к последующим научным открытиям. Но до них было еще далеко, а пока Земля считалась центром Вселенной, вокруг которой вращаются Солнце и другие планеты.
В 16 веке, в эпоху Ренессанса, представления о месте Земли во вселенной изменились вновь. На этот раз астроном и математик Николай Коперник поместил Солнце в центр своей модели Вселенной, а другие планеты, включая Землю, заставил вращаться вокруг Солнца. Он также доказал, что Земля оборачивается и вокруг своей оси.
Следом настало время сэра Исаака Ньютона, изложившего закон всемирного тяготения и сформулировавшего основные законы классической механики. Эти открытия сформировали фундамент классической физики. Ньютон сформулировал три закона движения, изложив теорию о бесконечности Вселенной, первоначально предложенную Иоганном Кеплером.
В 1687 году в своей работе «Математические начала натуральной философии» он обобщил наработки предшественников и сформулировал метод для моделирования Вселенной с помощью математического анализа.
Развивайтесь в профессии продакт-менеджера с помощью GoPractice.
Когда команда работает над новым продуктом, обычно первоначальные представления о рынке и потребностях пользователей очень похожи на идею о том, что Земля стоит на черепахе. Иными словами, они далеки от реальности.
Постепенно команда начинает лучше понимать пользователей и рынок, получает новую информацию и на основе этого дополняет свою продуктовую концепцию. Процесс очень похож на то, как со временем эволюционировали представления человечества о Земле.
Как дети постепенно познают окружающий мир, так и продуктовые команды пробуют множество вещей, постепенно обретая новую информацию. Сначала они делают предположения о том, как что-то работает, а затем получают фактические результаты.
Понимать разницу между гипотезой и фактом — один из важнейших навыков в продакт-менеджменте.
Если в работе над продуктом вы отталкиваетесь от непроверенной гипотезы, то ваши планы и результаты находятся в зоне риска. Непроверенные гипотезы, ошибочно принимаемые за факты, могут быть чрезвычайно опасны, особенно если лежат в основе представлений о продукте. Например, если вы не протестируете ценностное предложение вашего продукта, вы рискуете всем: деньгами, временем, людьми и репутацией.
Создание нового продукта — рискованное занятие. Именно поэтому продуктовая команда должна проверять все гипотезы на соответствие реальности и как можно раньше нивелировать риски. Сделайте все правильно — и ваша уверенность в продукте будет расти.
Проверяйте гипотезы, лежащие в основе вашего продукта, прежде чем двигаться дальше. Это повысит шансы на успех.
Примеры информации, которую ошибочно воспринимают как факт
Примеры информации, которую часто ошибочно воспринимают как факты:
Примеры похожих фич в других продуктах. То, что работает в другом продукте, не обязательно сработает в вашем.
Информация из статьи в блоге. Вы можете встретить в интернете подобное утверждение: «Добавление эмодзи в пуш-уведомления увеличивает CTR на 53%». Подобные заявления звучат как факты, но в вашем продукте все может сработать совершенно иначе.
Любое заявление, не подкрепленное достоверными данными.
Однако если вам встречается информация, которую вы сочли релевантной, добавьте ее в очередь на эксперименты. Это единственный способ подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Эксперименты для изучения продукта
Эксперименты — единственный способ превратить гипотезу в факт. Когда вы работаете над новым продуктом, вы погружаетесь в новый неизведанный мир, с незнакомыми правилами и формулами.
Возможно, в вашей голове есть простая модель, которую вы хотите применить для продукта, но это вряд ли сильно поможет. Чаще всего реальность далека от первоначальных теорий. Таким образом, единственный способ узнать больше — это сформулировать гипотезу, протестировать ее и сделать выводы на основе результатов.
Дизайн эксперимента
Шаг 1
Все эксперименты начинаются с гипотезы. Команда формулирует предположения о желаемом результате.
Шаг 2
Теперь нужно определить способ тестирования гипотезы. Важно понимать, как вы будете проводить эксперимент.
Шаг 3
Затем необходимо отобрать пользователей, которые будут вовлечены в него. Разделите их на две группы: тестовую и контрольную. Пользователи в первой категории получат экспериментальную версию продукта, а пользователи второй — обычную. Удостоверьтесь, что распределение пользователей является случайным.