Продуктовые команды, которые пренебрегают частыми экспериментами, уверены, что знают свой продукт, пользователей и как добиться необходимых результатов. В то же время команды, которые полагаются на постоянные эксперименты, признают, что знают о продукте и пользователях очень мало. И именно такой подход открывает перед командами большие возможности для улучшения продукта.

Это перевод материала из англоязычного блога GoPractice. При желании вы можете изучить его в оригинале.

Успешная работа над продуктом напоминает научное открытие: вы двигаетесь от гипотезы к эксперименту и делаете выводы на основе полученных данных. Создавать продукты без экспериментов — значит полагаться на непроверенную (и часто ложную) гипотезу. И работать впустую. 

С другой стороны, тщательно спланированный эксперимент поможет вам лучше понимать пользователей и продукт, видеть логические ошибки, корректировать направление развития и направлять усилия команды верным курсом. 

Ниже — пример, который поможет лучше понять важность научных открытий и как они связаны с современной продуктовой работой.

Давным-давно у людей были разные представления о том, что такое Земля. Некоторые верили, что мир расположен на вершине огромного дерева или горы. Другие считали, что Земля плоская и стоит на трех слонах (змеях, черепахах и так далее).

Давным-давно у людей были разные представления о том, что такое Земля. Некоторые верили, что мир расположен на вершине огромного дерева или горы. Другие считали, что Земля плоская и стоит на трех слонах (змеях, черепахах и так далее).

Позднее греческие философы представили концепт геоцентрической системы мира, проложив тем самым дорогу к последующим научным открытиям. Но до них было еще далеко, а пока Земля считалась центром Вселенной, вокруг которой вращаются Солнце и другие планеты.

В 16 веке, в эпоху Ренессанса, представления о месте Земли во вселенной изменились вновь. На этот раз астроном и математик Николай Коперник поместил Солнце в центр своей модели Вселенной, а другие планеты, включая Землю, заставил вращаться вокруг Солнца. Он также доказал, что Земля оборачивается и вокруг своей оси.

В 16 веке, в эпоху Ренессанса, представления о месте Земли во вселенной изменились вновь. На этот раз астроном и математик Николай Коперник поместил Солнце в центр своей модели Вселенной, а другие планеты, включая Землю, заставил вращаться вокруг Солнца. Он также доказал, что Земля оборачивается и вокруг своей оси.

Следом настало время сэра Исаака Ньютона, изложившего закон всемирного тяготения и сформулировавшего основные законы классической механики. Эти открытия сформировали фундамент классической физики. Ньютон сформулировал три закона движения, изложив теорию о бесконечности Вселенной, первоначально предложенную Иоганном Кеплером. 

В 1687 году в своей работе «Математические начала натуральной философии» он обобщил наработки предшественников и сформулировал метод для моделирования Вселенной с помощью математического анализа.

Развивайтесь в профессии продакт-менеджера с помощью GoPractice.

→ «Профессия: продакт-менеджер».

→ «Симулятор управления продуктом на основе данных».

→ «Симулятор управления ростом продукта».

→ «Симулятор SQL для продуктовой аналитики»

→ «Симулятор управления ML/AI-проектами».

«Генеративный AI для продакт-менеджеров: мини-симулятор».

→ Не знаете с чего начать? Пройдите бесплатный тест для оценки навыков управления продуктом и подпишитесь на телеграм-канал GoPractice.

Разница между гипотезой и фактом

Когда команда работает над новым продуктом, обычно первоначальные представления о рынке и потребностях пользователей очень похожи на идею о том, что Земля стоит на черепахе. Иными словами, они далеки от реальности.

Постепенно команда начинает лучше понимать пользователей и рынок, получает новую информацию и на основе этого дополняет свою продуктовую концепцию. Процесс очень похож на то, как со временем эволюционировали представления человечества о Земле.

Как дети постепенно познают окружающий мир, так и продуктовые команды пробуют множество вещей, постепенно обретая новую информацию. Сначала они делают предположения о том, как что-то работает, а затем получают фактические результаты.

Как дети постепенно познают окружающий мир, так и продуктовые команды пробуют множество вещей, постепенно обретая новую информацию. Сначала они делают предположения о том, как что-то работает, а затем получают фактические результаты.

Понимать разницу между гипотезой и фактом — один из важнейших навыков в продакт-менеджменте.

Если в работе над продуктом вы отталкиваетесь от непроверенной гипотезы, то ваши планы и результаты находятся в зоне риска. Непроверенные гипотезы, ошибочно принимаемые за факты, могут быть чрезвычайно опасны, особенно если лежат в основе представлений о продукте. Например, если вы не протестируете ценностное предложение вашего продукта, вы рискуете всем: деньгами, временем, людьми и репутацией.

Создание нового продукта — рискованное занятие. Именно поэтому продуктовая команда должна проверять все гипотезы на соответствие реальности и как можно раньше нивелировать риски. Сделайте все правильно — и ваша уверенность в продукте будет расти. 

Проверяйте гипотезы, лежащие в основе вашего продукта, прежде чем двигаться дальше. Это повысит шансы на успех.

Примеры информации, которую ошибочно воспринимают как факт

Примеры информации, которую часто ошибочно воспринимают как факты:

  • Примеры похожих фич в других продуктах.
    То, что работает в другом продукте, не обязательно сработает в вашем.
  • Информация из статьи в блоге.
    Вы можете встретить в интернете подобное утверждение: «Добавление эмодзи в пуш-уведомления увеличивает CTR на 53%». Подобные заявления звучат как факты, но в вашем продукте все может сработать совершенно иначе.
  • Любое заявление, не подкрепленное достоверными данными.

Однако если вам встречается информация, которую вы сочли релевантной, добавьте ее в очередь на эксперименты. Это единственный способ подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Эксперименты для изучения продукта

Эксперименты — единственный способ превратить гипотезу в факт. Когда вы работаете над новым продуктом, вы погружаетесь в новый неизведанный мир, с незнакомыми правилами и формулами.

Возможно, в вашей голове есть простая модель, которую вы хотите применить для продукта, но это вряд ли сильно поможет. Чаще всего реальность далека от первоначальных теорий. Таким образом, единственный способ узнать больше — это сформулировать гипотезу, протестировать ее и сделать выводы на основе результатов.

Дизайн эксперимента

Шаг 1

Все эксперименты начинаются с гипотезы. Команда формулирует предположения о желаемом результате. 

Шаг 2

Теперь нужно определить способ тестирования гипотезы. Важно понимать, как вы будете проводить эксперимент. 

Шаг 3

Затем необходимо отобрать пользователей, которые будут вовлечены в него. Разделите их на две группы: тестовую и контрольную. Пользователи в первой категории получат экспериментальную версию продукта, а пользователи второй — обычную. Удостоверьтесь, что распределение пользователей является случайным.