В 2021 году Apple изменила логику IDFA, и это пошатнуло весь мобильный рынок (мы про это писали здесь и обсуждали здесь). Публичной причиной была забота о приватности данных пользователей. Реальной — скорее конкуренция с Meta. Apple была раздражена тем, что другая компания зарабатывала $40–50 миллиардов на их платформе. И не хотела делиться.
Сперва казалось, что Meta будет сложно оправиться от такого удара по их рекламному бизнесу. Meta снизила прогнозы роста, реклама сломалась почти у всех мобильных продуктов, Apple же с удвоенным энтузиазмом стала развивать свою новую рекламную платформу.
Прошло три года. Сегодня уже кажется, что изменением в IDFA Apple скорее выстрелила сама себе в ногу. Удар по собственному бизнесу и экосистеме в долгосрочной перспективе оказался сопоставим, а может и сильнее, чем по Meta.
Краткая хронология событий:
- После раскатки изменений логики IDFA практически у всех разработчиков сломался мобильный маркетинг. Кто-то снизил бюджеты, кто-то отключил рекламные кампании. Бюджеты перераспределились на Android, что привело к разогреванию аукциона.
- Рекламные кампании сломались из-за новой логики работы IDFA. Рекламные платформы больше не могли провязать между собой пользователей, которые кликнули по рекламе, и их действия в приложении. Как следствие, кампании не могли обучаться и лучше таргетироваться.
- После первого шока мобильные разработчики начали активно искать решение. И спустя время его нашли — веб-воронки.
- Вместо того, чтобы лить трафик на мобильное приложение, они стали закупать трафик на мобильный сайт, где пользователь регистрировался, проходил онбординг-флоу, при желании покупал подписку, и скачивал приложение.
До 2021 года такой механизм использовали лишь единицы компаний. После начался стремительный рост. Сейчас в ряде категорий сейчас это стало повсеместным — например, Health & Fitness или Education. В других разработчики активно экспериментируют и учатся применять веб-воронки.
Рост популярности веб-воронок привел к ряду достаточно неожиданных последствий. Многие из них негативно сказываются на Apple.
Apple теряет часть выручки App Store
В приложениях, которые продвигаются через веб-воронку, большинство пользователей совершают покупки напрямую у разработчиков на их сайте, а не в приложении через Apple.
Это позволяет разработчикам существенно экономить около 30%. Сэкономленные деньги используются для масштабирования привлечения в рекламном канале, разогревая аукцион.
Apple деньги теряет, Meta получает.
Опыт пользователей Apple стал хуже
Причина создания процесса ревью в App Store — создание безопасной среды, где пользователи могут спокойно покупать цифровые продукты и чувствовать себя защищенными.
Но острая конкуренция и отсутствие контроля за действиями разработчиков в вебе ведет к распространению продуктов с сомнительной ценностью и дарк паттернов, которые запрещены в самом App Store.
Большинство людей не понимают разницы между покупкой подписки в приложении и на мобильном сайте. С ростом популярности веб-воронок все больше пользователей сталкиваются с опытом, когда они попадают на пейволы с неочевидными условиями, сложными механизмами отписки, а иногда и продуктами-пустышками.
Из неприятных эффектов второго порядка все это вынуждает и честных разработчиков, которые делают полезные продукты, тоже переходить к серым практикам. В противном случае их юнит-экономика перестанет работать. Рекламный аукцион выиграет тот, кто лучше монетизирует аудиторию.
Если вкратце, то опыт пользователей Apple портится, а рекламный аукцион Meta разогревается. Apple теряет, Meta получает.
Искаженная мотивация разработчиков. Теперь продукт менее важен, чем воронка привлечения
Долгое время качество продукта было одним из определяющих факторов успеха в App Store. Это обеспечивалось тем, что все разработчики следовали общим правилам, которые устанавливала платформа и контролировала их выполнение.
С появлением веб-воронок контроль пропал и система перестала работать. Теперь продуктовый опыт стал вторичным, а главный рычаг влияния на результат — оптимизация рекламы, веб-воронки и пейвола.
Компании тратят все больше ресурсов на создание тысяч рекламных креативов, оптимизацию воронки и логики работы пейвола.
Компании тратят все меньше ресурсов на то, чтобы делать продукт и опыт пользователей в нем лучше. В новой реальности это обеспечивает меньший ROI.
В долгосрочной перспективе это ведет к продуктовому застою на фоне все более изощренных методов продвижения и продажи.
Плохо для пользователей, плохо для Apple. Хорошо для рекламного аукциона Meta.
* * *
Это основные и самые очевидные проблемы. Но, как и в любой крупной экосистеме, здесь возникает множество негативных эффектов второго порядка, которые со временем будут аккумулироваться.
Можно предположить, что Apple попробует решить эту проблему. Компания уже оказывает давление на приложения, которые живут за счет веб-воронки. Иногда даже удаляют такие приложения, так как люди жалуются, что не могут отменить подписку (при этом не понимая, что подписались в вебе, а не в приложении).
К сожалению, удаление приложений не сильно поможет в решении проблемы (можно же выкатить новое от другого разработчика). Ключевые шаги воронки теперь находятся в большом вебе, который неподконтролен Apple.
Это проблема, которую компания Apple создала по причине собственной жадности. Жадности, которая шла в разрез с интересами пользователей и разработчиков. Очень уж хотелось забрать кусок выручки Meta и сохранить 30% комиссии со всех покупок цифровых продуктов на своей платформе.
Кстати, подробнее на тему веб-воронок мы поговорили с Андреем Шахтиным, СЕО и сооснователем FunnelFox. Почитайте его, если еще не успели.