Как стать привлекательным кандидатом без опыта работы
27 мая, 2022
Редакция GoPractice
GoPractice публикует основные тезисы выступлений спикеров наших вебинаров. Следить за анонсами и расписанием прямых эфиров вы можете в телеграм-канале GoPractice.
В этом выпуске Олег Новиков (ex-data science manager в Uber, основатель сервиса подготовки к собеседованиям nextround.cc) рассказывает, как выделиться среди других кандидатов, даже если у вас нет релевантного опыта работы.
Развивайтесь в профессии продакт-менеджера с помощью GoPractice.
Для удобства чтения мы отредактировали речь спикера.
Стать привлекательным кандидатом без опыта работы сложно. Если вы без опыта подаетесь на начальную должность, вероятно, вы будете конкурировать с теми, у кого опыт уже есть. Но это еще не означает, что у вас не получится: вам придется приложить больше усилий и, вероятно, получится это не с первого раза.
Что можно сделать, если нет опыта работы?
Можно изобрести для себя опыт работы в самом широком смысле. Если вы уже где-то работаете, но по другой специальности, постарайтесь ввязаться внутри компании в проект, каким-либо образом релевантный желаемой должности. Вы также можете придумать для себя какой-то проект. Например, для нас как руководителей, продакт-менеджеров и продуктовых аналитиков находить какие-то возможности для улучшения — часть нашей работы.
Приведу пример. Я устраивался на работу в небольшой стартап в Лондоне, агрегатор интернет-магазинов одежды, который искал дата-сайентиста, чтобы заниматься персонализацией. При этом они не нанимали никого из-за рубежа. Тогда я задумался: «Если бы я был нанимающим руководителем, на что бы я обращал внимание?». Дальше я рассуждал так: если тебе приходит резюме и там написаны какие-то ключевые слова, например machine learning, big data и так далее, это тебе на самом деле очень мало говорит о человеке, потому что кто угодно может это написать в резюме. Я понял, что если я хочу выделиться, то нужно показать, что это не просто ключевые слова, а то что они подкреплены конкретными навыками.
И вместо резюме я написал пост на три страницы в только что созданном блоге с обращением к команде стартапа. Там я расписал, что по Similarweb я заметил высокий bounce rate главной страницы и что этот bounce rate можно снизить, показывая более релевантные рекомендации. Затем я взял список брендов, которые они продавали на этом сайте, нашел их аккаунты в Twitter и сделал очень примитивный рекомендательный сервис, где можно ввести свой никнейм в Twitter и на основании ваших подписок вам будут рекомендовать, на какие бренды подписаться из того, что продает этот сайт.
По сути я сделал максимально примитивный MVP для той задачи, которую они хотели решить с помощью человека, которого они искали. Я потратил на это выходные, и это прекрасно сработало. Так я подтвердил свои навыки из резюме и это, конечно, меня это очень сильно выделило среди других кандидатов и сильно облегчило потом процесс собеседования. Буквально за один день я устроился к ним на работу.
Таким образом, если нет конкретного опыта, его можно получить, придумав для себя некое задание. И необязательно быть каким-то техническим специалистом: всегда можно подготовить какой-то анализ конкурентов, можно подготовить пример фич, которые могут улучшить продукт и так далее. Это поможет вам выделиться среди остальных кандидатов.
Если вы отправляете резюме через форму на сайте, то, скорее всего, оно попадет в какую-то гигантскую корзину с кучей нерелевантных резюме. Чтобы этого избежать, можно найти в LinkedIn того, кто больше всего похож на нанимающего руководителя на эту должность, и написать ему. Можно найти других продакт-менеджеров, добавить в друзья и написать: «Привет, мне интересно у вас поработать, давай поговорим». В худшем случае вам не ответят, в лучшем —сделают реферал в компанию, что сразу же повышает ваши шансы устроиться на работу.
Всегда можно писать рекрутерам напрямую, потому что рекрутеры на самом деле на вашей стороне, им заплатят, если вас наймут. Так что можно писать рекрутерам в компанию, но только если вы действительно понимаете, что у вас есть релевантный опыт, реальные шансы пригодиться этой компании.
Тоже пример из жизни, о котором я слышал. Человек устраивался на работу в Uber. Хотя он получил PHD, у него не было релевантного опыта работы дата-сайентистом. Он отправил резюме, но ему не ответили. Тогда он просто пришел в бизнес-центр, где располагался офис Uber, и на ресепшене сказал: «Здравствуйте, я хочу работать в Uber». Ему сказали, что так нельзя делать, что он должен отправить резюме. И так случайно получилось, что в здании в этот момент сработала пожарная сигнализация. Человек стал искать среди дата-сайентистов из Uber, ему показали в на единственного в тот момент дата-сайентиста в офисе Uber. Он к нему подошел, рассказал о себе и договорился о собеседовании.
То есть если вы можете как-то выделиться из других заявок кандидатов, то сделайте это. Но только если вы понимаете, что вы действительно обладаете скиллами, которые требуются для работы.
Олег Новиков развивает сервис nextround.cc, который помогает дата-сайентистам и аналитикам подготовиться к собеседованиям через mock interview.
↓ Все серии материалов на основе вебинаров с экспертами
→ Анна Наумова. О навыках для работы в международной компании, необходимом уровне английского языка, об интеграции в культуру другой страны
→ Василий Сиников. О нюансах поиска работы в корпорациях после стартапа, о различиях в культуре больших и маленьких компаний, о трудоустройстве без опыта
→ Олег Новиков. О главных ошибках в резюме, о подготовке к собеседованиям в зарубежных компаниях, об обсуждении зарплаты с потенциальным работодателем
→ Григорий Ткаченко. Об особенностях продажи технологического бизнеса, о роли и задачах Engineering Manager, о необходимом уровне английского для технического специалиста.
→ Анна Булдакова. О принятии карьерных решений, работе продакта с ментором и об ответе на вопрос «Кем ты видишь себя через пять лет?».
→ Нина Романова. Об особенностях работы ML Product Manager, использовании Machine Learning в проектной работе и правильной стратегии для трудоустройства в США.
→ Ксения Стернина. О поиске работы за рубежом junior-продактом, работе UX-дизайнера с западными заказчиками и оценке собственного профессионального опыта.