Анализируем SaaS-бизнес. Стоит ли инвестировать в компанию Buffer? Показатели LTV, CAC, Churn rate, MRR.
13 января, 2015
Редакция GoPractice
Buffer — весьма необычная компания. Ее основатели и сотрудники открыто публикуют в своем блоге ежемесячные маркетинговые отчеты c информацией о посещаемости сервиса, источниках трафика, числе новых клиентов, выкладывают в открытый доступ зарплаты всех сотрудников команды, делают свой финансовый дашборд публично доступным со всеми ключевыми метриками (LTV, Churn Rate, число платящих клиентов, MRR), а недавно они решили публично привлечь $3,5 миллиона инвестиций.
Инвестиции компания привлекла при оценке в $60 миллионов, при этом из $3,5 миллионов лишь $1 миллион предназначался для развития компании, а остальные деньги основатели планировали вывести на свои счета.
Меня же во всей этой истории заинтересовала уникальная возможность проанализировать данные (в том числе финансовые) реальной компании. Я решил взглянуть на компании с точки зрения инвестора и задался вопросом: а стал бы я инвестировать в них по оценке в $60 миллионов?
В этом материале используются ряд метрик SaaS-бизнеса, про которые я писал ранее в своем блоге. Если вы не читали эти статьи, то рекомендую вам с ними ознакомиться.
Обратите внимание: материал опубликован в январе 2015 года.
Первое впечатление
Первым делом я решил изучить, что за продукт разрабатывает компания Buffer. Buffer — это сервис для отложенного постинга в социальные сети с расширенными возможностями для анализа отклика на публикуемый контент. Я не вдавался глубоко в продукт, но, несмотря на качественное исполнение, он не произвел на меня особого впечатления.
Но я был приятно удивлен, когда посмотрел на метрики. Стремительный стабильный рост ежемесячной выручки, компания — прибыльная, а на счетах у них более $1 миллиона. Редко встретишь быстрорастущую прибыльную технологическую компанию с месячным оборотом в $400 тысяч. На первый взгляд, идеальный кандидат для вложения денег, но при последующей более детальной работе с цифрами я нашел ряд факторов, которые меня все-таки смутили.
Сразу скажу, что деньги они привлекли без особых проблем и за короткий срок. Ажиотаж вокруг компании, неплохие метрики, растущие графики, правильное время — думаю, все эти факторы помогли команде Buffer привлечь деньги по оценке в $60 миллионов. Но, с моей точки зрения, инвестиция выглядит ошибочной. Дальше о том, почему я так думаю.
Инвестировать в Buffer или нет?
Чтобы ответить на этот вопрос, мне надо было разобраться, стоит ли Buffer $60 миллионов или же это завышенная оценка? Если оценка завышенная, то смысла инвестировать нет, потому что я хочу вкладывать деньги в недооцененные компании, а не в переоцененные. Но как понять, сколько на самом деле стоит бизнес Buffer?
Чтобы судить о стоимости компании, я воспользовался подходом, который нашел в книге Питера Тиля. Он предлагает определять стоимость бизнеса исходя из прибыли, которую он сгенерирует в будущем. Так что теперь задача сводится к тому, чтобы оценить, сколько Buffer принесет денег за будущие годы своего существования, и сравнить это значение с $60 миллионами.
Как устроена компания Buffer?
У компании Buffer есть продукт. Он условно бесплатный, то есть базовую версию вы можете использовать бесплатно, а для получения полной функциональности необходимо платить на месячной основе. Классический SaaS-бизнес.
Двумя ключевыми метриками, которые определяют SaaS бизнес, являются CAC (Customer Acquisition Cost) и LTV (Life Time Value). Предлагаю начать с CAC, а точнее с того, как компания привлекает клиентов и сколько это им стоит.
Привлечение клиентов
Из маркетинговых отчетов компании становится понятно, что основным способом привлечения клиентов в продукт является контентный маркетинг. Компания Buffer ведет два популярных блога: Buffer Social (500 тысяч – 700 тысяч MAU, 35 тысяч email-подписчиков) и Buffer Open (70 тысяч – 100 тысяч MAU, 2300 email-подписчиков). Наличие подобных ресурсов — это хороший актив, обеспечивающий практически бесплатный трафик из поисковиков и социальных сетей, а также позволяющий создать репутацию экспертов, что упрощает процесс продажи. Но ключевая проблема контентного маркетинга — этот канал привлечения клиентов невозможно масштабировать.
Чтобы глубже разобраться в том, как создаются, развиваются и масштабируются продукты, пройдите обучение в GoPractice.
→ Программа «Профессия: продакт-менеджер» поможет вам перейти в продакт-менеджмент из смежной роли или индустрии.
→ Еще больше ценных материалов и инсайтов — в телеграм-канале GoPractice.
Поэтому я попытался найти платные каналы привлечения клиентов. Почему именно платные? Все просто. Платные каналы можно масштабировать, используя привлеченные деньги инвесторов.
Я прочитал почти все маркетинговые отчеты и не нашел ничего про покупку трафика или про прямые продажи. Позже, изучив список сотрудников компании, я нашел лишь двух сотрудников с позициями “Content Crafter” (с зарплатами $80 тысяч и $84 тысяч в год) и не нашел никого, кто бы занимался чем-то другим, связанным с привлечением клиентов.
Но насколько я прав, утверждая, что привлечение клиентов, построенное на контентном маркетинге не масштабируется? Вдруг Buffer нашли какое-то хитрое решение этой задачки?
Ниже график, на котором показано число новых платящих клиентов Buffer по месяцам за последние три года. Период роста в 2012-2013 годах напрямую коррелирует с ростом аудитории блогов компании. В последний же год приток новых клиентов остается на одном уровне и даже немного падает. Собственно, именно это и стало первым фактором, который меня насторожил.
Проблема компании Buffer №1:
Компания Buffer не нашла платных каналов привлечения клиентов, что означает:
они не могут масштабировать привлечение клиентов;
текущие метрики посчитаны в условиях, где у компании практически нет маркетинговых затрат (лишь $14 тысяч в месяц на двух “Content Crafters”).
Life Time Value
Одной из ключевых метрик SaaS-продукта является LTV (Lifetime Value). На данный момент у Buffer LTV составляет 290$. При этом LT (Lifetime) составляет 22 месяца. Знание этих цифр позволит нам прояснить первопричины отсутствия платных каналов привлечения клиентов.
Чтобы компании имело смысл инвестировать в платный канал привлечения клиентов, для него должны выполняться следующие условия: LTV > 3 * CAC, CAC возвращается за 6 месяцев (здесь можно подробнее прочитать про критерии жизнеспособности SaaS бизнеса). Таким образом, Buffer необходимо найти каналы дистрибуции, где один платящий клиент им будет стоить $80-100, что есть крайне нетривиальная задача в текущих рыночных условиях. Кроме того, в данный момент новый платящий клиент компании обходится лишь в $15 ($15 тысяч — затраты на контент маркетинг, поделенные на ±1000 новых клиентов в месяц), что позволяет им поддерживать очень хорошие показатели (LTV / CAC > 19, 1 месяц до возврата CAC).
Итак, мы чуть более детально обсудили первопричины проблемы №1, но вернемся обратно к LTV в $290. Для молодой компании наиболее важным является даже не столько абсолютные значения ключевых показателей, сколько их динамика. Так как положительная динамика отражает способность команды развивать продукт, принимать правильные решения и двигаться вперед. Именно тут и спряталась вторая проблема.
Проблема компании Buffer №2:
За последний год (лишь за такой период есть хорошие данные) LTV продукта Buffer не вырос, а, наоборот, даже немного упал. В марте 2014 года LTV составлял $340, сейчас лишь $290 и продолжает падать.
Встает резонный вопрос: что команда Buffer делала с продуктом весь последний год? Мне сложно судить о причинах снижения LTV. Возможно, это связано с неверными продуктовыми решениями, а возможно компания уже привлекла сегмент наиболее «горячих» клиентов, а теперь собирают остальных. В любом случае, перед тем, как вкладывать в них деньги, я бы им этот вопрос обязательно задал.
Churn rate
Другая ключевая метрика, которая напрямую влияет на LTV, это Churn Rate (здесь и здесь можно подробнее прочитать про метрику Churn rate, а здесь про обратную ей метрику Retention).
В случае Buffer User Churn Rate (Churn в пользователях) составляет 4,6%, и последние месяцы показатель растет (похоже на приток менее целевых клиентов, но с уверенностью сказать нельзя).
Если же посмотреть на Revenue Churn Rate (Churn в деньгах), то он составляет 6,29% и последние месяцы постепенно снижается.
Чтобы разобраться, почему User Churn растет, а Revenue Churn падает, нужна большая детализация данных. В качестве рабочей гипотезы можно рассматривать вариант, что Buffer стали привлекать менее целевых клиентов, которые быстрее отваливаются, из-за чего растет User Churn, но при этом это незначительно влияет на Revenue Churn, так как новые клиенты покупают дешевые тарифы, составляющие малую долю в MRR.
Но в целях данного исследования причины подобного явления не так уж и важны, а важны сами абсолютные значения показателей. Предлагаю остановиться на Revenue Churn, так как он в большей степени отражает картину происходящего с SaaS-продуктом.
Revenue Churn составляет 6,3%. Много это или мало? Давайте посчитаем.
MRR Buffer (это регулярные месячные платежи, можно приближенно считать месячной выручкой) компании на январь 2015 года составляет $410 тысяч. Метрика Revenue Churn показывает нам то, какую часть из этого дохода компания потеряет в следующем месяце из-за того, что клиенты откажутся от ее услуг или перейдут на более дешевые тарифные планы. В данном случае потери составят $410 000 * 6,3% = $26 000 — этот показатель называется Churn MRR.
Чтобы компания продолжала расти, потерянные деньги (Churn MRR) надо покрывать за счет поступлений от новых платящих клиентов (New MRR) и за счет перевода старых клиентов на более дорогие тарифные планы (Expansion MRR). Подробнее про MRR можно прочитать в статье про динамику месячной выручки SaaS бизнеса.
Net New MRR = MRR (month N+1) — MRR (month N) — изменение ежемесячной регулярной выручки за месяц
Net New MRR = New MRR + Expansion MRR — Churn MRR
Давайте посмотрим на растущий доход компании в этом разрезе и разберемся с основными драйверами и ограничителями роста (полные данные есть только с 01.08.13).
Net New MRR (прирост MRR от месяца к месяцу) в 2014 году перестал расти и стабилизировался на уровне $15 000–$20 000 (то есть ежемесячная регулярная выручка Buffer растет на $15-20 тысяч). В чем причины? Churn MRR (деньги, которые компания теряет из-за уходящих клиентов) стремительно растет, а приток новых клиентов остается на прежнем уровне. Рост выручки компании сейчас обеспечивается в основном за счет перевода существующих клиентов на более дорогие тарифные планы, так как доходы от новых клиентов лишь покрывают потери от ухода старых. Вот мы нашли и проблему номер 3.
Проблема компании Buffer №3:
Churn Rate у продукта Buffer настолько высок, что уже при текущих оборотах (а оборот не так уж и велик — лишь $0,4 миллиона MRR) потери денег от имеющихся клиентов съедают весь доход от новых привлеченных клиентов.
Будущая прибыль
Мы рассмотрели ключевые аспекты бизнеса Buffer и теперь нам необходимо оценить, какую прибыль компания заработает в будущем. Для этого у нас уже есть все необходимые цифры, кроме уровня затрат компании. Но и его мы можем узнать.
В одном из постов в блоге основатели компании поделились информацией, что в июне 2014 года они стали прибыльными. Будем считать, что в июне 2014 года прибыль была равна $0. Это означает в этом месяце затраты были равны выручке (прибыль = выручка — затраты), то есть составили примерно $300 тысяч (из них $200 тысяч — зарплаты).
Прогноз прибыли будем строить на 15 лет вперед. В основу прогноза положены следующие предположения:
Затраты компании растут на 5% в год;
Приток новых клиентов остается на текущем уровне;
Уровень допродаж (Expansion MRR) останется на текущем уровне относительно MRR;
Revenue Churn останется на текущем уровне — 6,3%;
Ставка дисконтирования составляет 5%.
В итоге получается, что за следующие 15 лет компания заработает $64 миллиона, что как будто бы оправдывает их оценку в $60 миллионов. Но мы не учитываем следующие риски:
За 15 лет индустрия, скорее всего, кардинально изменится, и продукт компании может стать либо невостребованным, либо может проиграть конкурентам.
Предположение, что блог компании сможет генерить стабильный поток клиентов на протяжении следующих 15 лет, слишком оптимистично. Плюс возможное появление конкурентов усложнит процесс привлечения/удержания клиентов.
Revenue Churn в 6,3% — это наилучший показатель компании за все время существования. Если брать среднее значение за 2014 год (7%), то будущая прибыль компании будет менее $25 миллионов.
Рост расходов лишь на 5% в год, а также сохранение уровня Expansion MRR на текущем уровня опять же очень оптимистичные предположения.
Что надо сделать компании Buffer, что продолжить расти?
В статье про Churn Rate и динамику MRR SaaS бизнеса я уже отмечал, что потенциал роста SaaS бизнеса определяется именно показателем Churn Rate. Давайте посмотрим на тот же самый прогноз, в случае, если Revenue Churn снизится до уровня 5% (сейчас он составляет 6,3%).
При таких показателях компания заработает $140 миллионов за следующие 15 лет. При этом рост прекратится лишь в 2022 году, а не в 2018, как в случае при Revenue Churn в 6,3%.
В заключение
В начале статьи я решил примерить роль инвестора и принять решение, стал бы я инвестировать в Buffer или нет.
При текущих показателях компании мой ответ — нет. Не очень высокий LTV, как следствие отсутствующие платные каналы привлечения клиентов, продуктовые риски, отсутствие положительной динамики ключевых показателей, в том числе Churn Rate. В итоге оценка в $60 миллионов оправдана лишь при очень оптимистичном сценарии развития событий.
Но, как я уже говорил, компания Buffer без особых проблем привлекла деньги. Ошиблись ли инвесторы компании или нет, решать вам, а все необходимые данные у вас теперь есть.