GoPractice публикует основные тезисы выступлений спикеров наших вебинаров. Следить за анонсами и расписанием прямых эфиров вы можете в телеграм-канале GoPractice.
В этом выпуске Анна Булдакова (CEO & co-founder Vektor AI) рассказывает, почему важно понимать, что вы хотите получить в профессии продакт-менеджера, и объясняет, как войти в профессию новичку.
Развивайтесь в профессии продакт-менеджера с помощью GoPractice.
Для удобства чтения мы отредактировали речь спикера.
Для начала я рекомендую понять, как для вас выглядит успех. Очень часто, когда ко мне приходят ребята и говорят, что хотят стать продактами, я спрашиваю, а зачем им это. Оказывается, что они прочитали какую-нибудь интересную статью, или сложилось впечатление, что зарплата у продактов выше, чем та, что у них сейчас.
Такие причины оказываются не очень правильными, они приведут человека в ту же самую точку, в которой он находится сейчас, и не помогут с личностным и профессиональным развитием. Я бы начала с того, чтобы попыталась откалиброваться, насколько это подходящая история для меня. Можно поговорить с продактами и понять, как выглядит их день, чем они занимаются, какой у них скоуп задач и какой у них потенциальный рост, и попыталась бы понять, насколько это мне в моей текущей точке интересно, насколько это совпадает с моими ценностями и интересами. Если я это провалидировала и я понимаю, что продакт — моя стезя и я реально хочу этим заниматься, я бы попыталась понять, какие навыки мне нужно развивать в первую очередь. Потому что в большинстве случаев люди переходят уже с существующим бэкграундом, уже есть какой-то наработанный список навыков.
Например, когда я переходила из журналистики в продакт-менеджмент, у меня уже был большой блок навыков про разговор с пользователем, эмпатию, коммуникацию. Во многих аспектах работы я на них очень сильно опиралась как на свое конкурентное преимущество. У меня нет бэкграунда в computer science, но коммуникационные скилы меня в итоге привели к lead-позиции, потому что это был очень важный аспект, и он помогал отличаться от тех ребят, которые больше были про техническую часть.
Второй аспект — это понимание, каких навыков не хватает. То есть, условно, та же самая Kano Model, где мы понимаем, без каких фич нас просто не наймут на работу (опять же, есть огромное количество материалов на тему того, какие навыки основные для продакта). Дальше я бы оценила, какие сильные стороны у меня есть (differentiators/wow-фичи), чтобы отличаться от других кандидатов, потому что сейчас очень много начинающих продактов и нужно чем-то выделяться. Это могут быть навыки, которые у вас уже есть, может быть, опыт работы в индустрии. Например, если вы уже были доктором, то самая хорошая стезя, чтобы перейти в продакт менеджмент, — это пойти работать в какой-то health-tech продукт, который помогает со здоровьем, потому что у вас есть доменная экспертиза, которая очень важна. И чтобы получить это понимание навыков, я бы пошла к ментору. То есть чтобы откалиброваться по тем навыкам, которые must have, и те навыки, которые могут стать потенциальными differentiators, я бы пошла к ментору, чтобы получить реальную оценку от эксперта в индустрии. И с этим ментором вы можете наметить план того, как эти навыки можно будет потом развивать. Скорее всего это будут просто рекомендации по каким-то ресурсам: курсы, книжки, причем конкретные, потому что кому-то нужно будет пройти курс по sql, кому-то по jobs to be done, а кому-то нужно будет разобраться в основах computer science. Это все будет зависеть от бэкграунда, то есть все очень персонально.
Потом, когда мы эту базу уже наработали, можно начинать искать какие-то первые проекты, с которыми можно поработать в качестве продакта. Конечно, это сложно: сразу найти работу продактом, потому что продакт обычно отвечает за массивную часть в принятии решений, но вероятно можно найти позицию стажера. Можно найти работу в каком-то проекте как associate product manager: в том же Facebook, Google и прочих компаниях довольно много таких программ, или можно идти через смежные профессии. Например, я вижу очень много переходов через customer support, project management, agile и scrum masters, даже через разработчиков и дизайнеров. В принципе, есть довольно большой набор профессий, из которых можно потом перейти. Поэтому если вам легче совершить переход в какую-то из этих профессий, то это тоже вполне очевидный путь.
↓ Все серии материалов на основе вебинаров с экспертами
→ Анна Наумова. О навыках для работы в международной компании, необходимом уровне английского языка, об интеграции в культуру другой страны
→ Василий Сиников. О нюансах поиска работы в корпорациях после стартапа, о различиях в культуре больших и маленьких компаний, о трудоустройстве без опыта
→ Олег Новиков. О главных ошибках в резюме, о подготовке к собеседованиям в зарубежных компаниях, об обсуждении зарплаты с потенциальным работодателем
→ Григорий Ткаченко. Об особенностях продажи технологического бизнеса, о роли и задачах Engineering Manager, о необходимом уровне английского для технического специалиста.
→ Анна Булдакова. О принятии карьерных решений, работе продакта с ментором и об ответе на вопрос «Кем ты видишь себя через пять лет?».
→ Нина Романова. Об особенностях работы ML Product Manager, использовании Machine Learning в проектной работе и правильной стратегии для трудоустройства в США.
→ Ксения Стернина. О поиске работы за рубежом junior-продактом, работе UX-дизайнера с западными заказчиками и оценке собственного профессионального опыта.