Машинное обучение и искусственный интеллект — самые обсуждаемые и горячие темы в технологической среде. Но насколько они релевантны продакт-менеджерам? Нужны ли продактам знания и навыки в ML и AI? Если да, то зачем?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте посмотрим, как разные продукты и индустрии изменились благодаря технологиям машинного обучения за последние 10 лет.

Мы подготовили эту статью совместно с соавторами «Симулятора управления ML/AI-проектами» — Ириной Пименовой и Виталием Пименовым, которые более 10 лет работают в сфере ML-технологий.

В симуляторе вы научитесь строить продукты, оптимизировать процессы на основе технологий машинного обучения, приносить через эти технологии пользу бизнесу.

Если после прочтения этого материала вы захотите приступить к практическим действиям по реализации ML/AI-проекта, то переходите по ссылке, чтобы получить в нашем симуляторе необходимые знания и навыки.

Технологические прорывы в ML

За последние десять лет (благодаря росту доступности облачных вычислений, новым мощным чипам, накопленным массивам данных, научным прорывам и инвестициям в исследования) в технологиях машинного обучения произошли существенные прорывы.

Вот несколько интересных примеров.

Компьютеры научились играть в сложные игры

Когда-то давно компьютеры стали лучшими в шахматах, но еще долгое время существовал консенсус, что у них нет шансов в более сложных логических играх, таких как го, а также кибердисциплинах вроде Starcraft. Предполагалось, что на достижение человеческого уровня в этих играх компьютерам понадобится не один десяток лет.

Но уже в 2016 году компьютерная модель, разработанная в Google Brain, впервые выиграла в го у лучшего гроссмейстера мира, а спустя лишь один год — стала непобедимой. Для шахмат интервал между первым выигрышем компьютера у гроссмейстера и последним проигрышем составил куда больше — 10 лет.

Перелом случился, когда модели стали обучаться, играя сами с собой. Это называется Reinforcement Learning. При этом в процесс этого обучения не добавлялось никакого предварительного знания о стратегиях и тактиках от человека.

→ Подробнее о прогрессе компьютера в игре в го можно прочитать по ссылке.

Перелом случился, когда модели стали обучаться, играя сами с собой. Это называется Reinforcement Learning. При этом в процесс этого обучения не добавлялось никакого предварительного знания о стратегиях и тактиках от человека.

Недавно компьютеры покорили еще одну вершину. Теперь они умеют играть в «Дипломатию» — игру, основанную на естественном языке. Компания Meta создала AI-агента CICERO, который уже входит в 10% лучших игроков в мире.

Модели распознавания изображений и речи сперва догнали, а затем и обогнали по точности человека

Еще в 2012 году модель распознавания изображений с помощью ML существенно уступала по эффективности человеку. Но уже в 2015 году в рамках конкурса ImageNet модель впервые показала результат лучше, чем у человека. Ключом к успеху здесь стал прогресс в области глубокого обучения нейронных сетей (Deep Neural Networks). 

Модели распознавания изображений и речи сперва догнали, а затем и обогнали по точности человека

…А теперь и генерируют изображения и тексты не хуже людей

В 2023 году продукты вроде ChatGPT и Stable Diffusion окончательно захватили внимание людей. Кто-то вне себя от восторга, а кто-то — от страха. Эти генеративные модели рисуют картины, пишут тексты и проходят экзамены на уровне лучших выпускников Стэнфорда.

Оцените скорость прогресса. 

На графике ниже показаны результате GPT-3.5 и GPT-4 для разных экзаменов. По вертикальной оси показан процентиль среди тех, кто проходил тест. Другими словами, уже сейчас модель GPT-4 проходит большее количество тестов лучше большинства людей.

На графике показаны результате GPT-3.5 и GPT-4 для разных экзаменов. По вертикальной оси показан процентиль среди тех, кто проходил тест.

Стоимость обучения моделей падает

Технологии машинного обучения становятся все более доступными, так как стоимость обучения моделей стремительно снижается.

Из отчета OpenAI: объем вычислительной мощности, необходимой для обучения AI-модели в рамках одной и той же задачи, с 2012 года уменьшается в два раза каждые 16 месяцев.

Предполагается, что стоимость обучения модели уровня GPT-3 к 2030 году снизится до $30. Для сравнения: в 2022 году ее обучение стоило $450 000.

Предполагается, что стоимость обучения модели уровня GPT-3 к 2030 году снизится до $30. Для сравнения: в 2022 году ее обучение стоило $450 000.

Появляется различная инфраструктура для применения ML к прикладным задачам

Сегодня доступно огромное количество инфраструктурных проектов, которые максимально упрощают применение машинного обучения. От AWS и Azure до Hugging Face и множества других инструментов. От инструментов для контроля версий данных и моделей до мониторинга качества данных и моделей в продакшене: DVC, EvidentlyAI, MLflow, WhyLabs, Arize.

Почему эти технологические прорывы влияют на роль продакт-менеджера

Как было раньше

Исторически сфера применимости компьютеров и алгоритмов была ограничена тем, какие есть в наличии оцифрованные данные и какие существуют методы работы с ними.

Как стало теперь

Только за последние несколько лет компьютеры научились видеть, говорить, писать и распознавать. Не просто научились, а вышли на такой уровень, где многие из этих задач они решают лучше людей.

Это расширяет сферу применимости технологий и алгоритмов. 

У компьютеров появились способности для того, чтобы понимать окружающий мир. А значит — для разработчиков, предпринимателей и продакт-менеджеров открылось множество новых путей и возможностей для создания ценности и перепридумывания способов решения разных задач. 

Прорывы в ML/AI создают огромный потенциал для продуктовых инноваций и для того, чтобы повышать эффективность решения задач в самых разных сферах деятельности (а именно в этом и заключается суть работы продакт-менеджера). 

С высокой вероятностью именно эти технологии станут движущей силой в следующие 10–20 лет, что принципиально повлияет на роль продакт-менеджера.

Эра AI повлияет на продуктовую роль не меньше, чем эра мобильных устройств

Сложно обойтись без следующей аналогии, сравнивая степень значимости прорывов в ML/AI для продуктовых индустрий и продуктовых ролей.

В 2007 году мир увидел первый iPhone. За прошедшие годы смартфоны стали крупнейшей платформой, а их возможности стали драйвером для создания множества новых продуктов, перевернувших свои индустрии с ног на голову.

Разумеется, это повлияло на роль продакт-менеджера. Навыки работы с мобильными приложениями и интерфейсами стали важной частью роли. Это открыло путь в профессию для многих и многих новых людей, а также потребовало переобучения тех, кто работал продактом в «домобильные» времена.

Сегодняшние прорывы в технологиях машинного обучения и искусственного интеллекта станут еще один переломным моментом, подобным по своему значению. 

Продакт-менеджеры и предприниматели, которые смогут первыми освоить и применить возможности ML/AI-технологий получат существенное конкурентное преимущество.

Почему мы так уверены в этом? Давайте обсудим.

Создание продуктов на основе ML/AI стало доступно всем

Обычно продуктовые инновации появляются с задержкой относительно фундаментальных научных и технологических прорывов. 

Иными словами, нужно время (и иногда длительное время) для того, чтобы реализовать технологический потенциал во что-то практически применимое.

Искусственный интеллект был предметом исследований с 1950-х годов, но значительное влияние на продукты и услуги он начал оказывать только в 2010-х годах, спустя половину столетия.

Сегодня машинное обучение уже используется в широком спектре приложений: от рекомендательных систем до самоуправляющихся автомобилей. При этом технологии и необходимые вычислительные мощности доступны практически всем, кто готов прийти — и взять их.

Пример превращения технологической проблемы в продуктовую проблему

В 1999 году Джефф Безос подошел к решению задачи создания интернет-магазина. Для этого ему понадобилось привлечь финансирование, нанять дорогих технических специалистов, закупить серверы, решить множество других проблем.

Это было сложно и дорого. Дело в том, что одна из ключевых проблем для e-commerce в 1999 году лежала именно в технологической плоскости. 

Но сегодня это не так. Можно открыть Shopify и запустить свой интернет-магазин практически мгновенно. Технологических барьеров больше нет. Теперь это бизнес-задача и продуктовая задача.

То же самое происходит сегодня и в сфере ML/AI. Технологические проблемы превращаются в продуктовые.

  • Построение персональных рекомендаций — одна из наиболее распространенных и успешных областей применения ML в пользовательских сервисах. Сегодня рекомендации на основе ML используются повсеместно: новости, соцсети, стриминги, банки, e-commerce, путешествия, знакомства и так далее. Где-то рекомендации даже ложатся в основу бизнес-модели.
  • Модели вроде DALL-E и Stable Diffusion появились в 2022 году. Команда Prisma Labs на основе этих моделей построила приложение Lensa (вы же еще помните стилизованные генеративные аватары почти всех своих друзей и коллег?). За несколько месяцев Lensa стало самым зарабатывающим продуктом в мире в App Store.
  • OpenAI представила миру модель GPT-3 в 2020 году. Поверх этих моделей Copy.ai и Jasper построили миллиардные бизнесы, которые помогают компаниям в создании коммерческих текстов. Сама же OpenAI небольшой командой построила ChatGPT, который предположительно стал самым быстрорастущим продуктом в мире.
OpenAI представила миру модель GPT-3 в 2020 году. Поверх этих моделей Copy.ai и Jasper построили миллиардные бизнесы, которые помогают компаниям в создании коммерческих текстов. Сама же OpenAI небольшой командой построила ChatGPT, который предположительно стал самым быстрорастущим продуктом в мире.
  • По данным GitHub, запущенный поверх модели GPT-3 Copilot сегодня участвует в написании 46% кода и помогает разработчикам, которые используют эту технологию, писать код на 55% быстрее.

Подобные примеры можно приводить еще очень долго. 

Словари-переводчики вроде Google Translate сегодня стали основными инструментами, а не вспомогательными, как это было в начале 2010-х.

Технологии распознавания лиц стали мейнстримом (FaceID в iPhone, биометрическая идентификация в банковских приложениях, распознавание документов, приложения вроде FaceApp, отметки людей на фотографиях в соцсетях). Даже в сфере дейтинга начали превалировать ML-алгоритмы для оптимального матчинга людей. 

Крупнейшие продукты ринулись переизобретать или улучшать себя на основе новых технологий: новый поиск от Bing, интеграция умных ассистентов в продукты Microsoft и Google, функции саммаризации в Slack, множество новых фичей в Notion.

Технологический прогресс прошлых десятилетий в сфере ML дошел до состояния, когда его достаточно, чтобы команды (без глубокого погружения в саму технологию) могли создавать востребованные продукты для конечных пользователей массового рынка. 

Продукты, которые будут вызывать восторг и удивление.

С чем бы сравнить ML/AI в 2023 году, чтобы стало совсем понятно?

Мы все еще в начале пути.

То, как применяются ML/AI-технологии сегодня, можно сравнить с приложением-фонариком в мобильную эру.

Но дальше нас ждет «новый Angry Birds», «новый WhatsApp», «новый Uber». Много новых продуктов, которые изменят наши представления о мире — и то, как мы с ним взаимодействуем.

Технологии продолжат улучшаться, создавая все больший задел для продуктовых инноваций. Это создаст огромный запрос на специалистов, кто такие возможности способен увидеть и реализовать.

Мы подготовили эту статью совместно с соавторами «Симулятора управления ML/AI-проектами» — Ириной Пименовой и Виталием Пименовым, которые более 10 лет работают в сфере ML-технологий.

В симуляторе вы научитесь строить продукты, оптимизировать процессы на основе технологий машинного обучения, приносить через эти технологии пользу бизнесу.

Если после прочтения этого материала вы готовы приступить к практическим действиям по реализации ML/AI-проекта, то переходите по ссылке, чтобы получить в нашем симуляторе необходимые знания и навыки.