Представьте, что вы управляете автомобилем. У вас перед глазами есть приборная доска, где показывается скорость автомобиля, обороты двигателя, уровень бензина, а также есть много лампочек, которые загорятся, если что-то пойдет не так.

То, что в автомобиле показывается на приборной доске, — это набор метрик, которые оказались наиболее важными и при этом достаточными для того, чтобы вы в любой момент могли оценить ситуацию и при необходимости повлиять на нее.

Этот материал опубликован в 2013 году. Рекомендуем начать знакомство с GoPractice с более актуальной серии об основах продакт-менеджмента.

Когда вы работаете над проектом или строите бизнес, то вам тоже обязательно нужна приборная доска, которая будет отвечать на самые важные вопросы: в правильном ли направлении все движется, дают ли какой-то эффект прилагаемые усилия и так далее.

На первый взгляд кажется, что придумать систему таких метрик просто, но в большинстве случаев это не так. Приборную доску надо составить так, чтобы на ней было минимум приборов, но при этом исходя из предоставляемой информации вы могли однозначно ответить на большинство ключевых вопросов.

Условия минимума и однозначности являются ключевыми в постановке такой задачи.

Думаю, что  вам не упростила бы жизнь приборная доска автомобиля, где вместо скорости показывали бы количество поворотов левого колеса в минуту, вместо оборотов двигателя — его температуру, а вместо уровня оставшегося топлива — дату последней заправки.

Но как бы абсурдно это ни звучало, в новых проектах, где сходу непонятно, какие метрики и зачем надо отслеживать, велика вероятность сделать приборную доску вроде той, что была описана чуть выше.

Но даже устоявшиеся метрики далеко не всегда дают однозначный ответ на вопрос и требуют более детального изучения.

Пример

Одна из ключевых метрик для поисковых систем — «доля трафикогенерации».

Предположим, что на рассматриваемом рынке есть всего две поисковые системы: Y и G. Пусть с поисковой системы Y в день на другие сайты переходят Y1 раз, а с поисковой системы G — G1 раз. Тогда доля трафикогенерации поисковика Y равна Y1/(Y1+G1), а доля трафикогенерации поисковика G равна G1/(Y1+G1).

Считается, что чем больше поисковик раздает трафика на другие сайты, тем большую долю рынка он занимает. То есть чем больше доля трафикогенерации, тем лучше.

С другой стороны, все поисковики стараются минимизировать число кликов, которые делает пользователь до того момента, как находит нужный ему результат.

Давайте предположим, что в поисковик Y обновил алгоритмы и теперь его пользователи находят ответ на свой вопрос, делая в два раза меньше переходов по результатам поиска. В итоге число переходов на другие сайты с поисковика Y теперь составит (Y1)/2, а следовательно и доля трафикогенерации упадет.

Получается, что, будь мы инвестором этой компании, у которого на приборной панели была бы только метрика «доля трафикогенерации», мы бы увидели, что у конкурента показатель вырос, а у нас упал. Нашему расстройству не было бы предела, хотя объективно все стало только лучше.

Получается, что в данном случае приборная панель, состоящая из метрики «доля трафикогенерации», хоть и является минимальной, но не дает однозначной картины происходящего.

Основные идеи:

  • у каждого проекта/бизнеса должны быть свои метрики;
  • набор основных метрик должен быть минимальным, но при этом однозначным для ответа на ряд ключевых вопросов;
  • выбрать правильные метрики сложно, но необходимо.

Вторая часть