Сложные проценты и экспоненциальный рост в продакт-менеджменте
11 июля, 2023
Редакция GoPractice
Сложные проценты и экспоненциальный рост — важные понятия для продакт-менеджера. Они необходимы для того, чтобы отслеживать, измерять и прогнозировать циклы роста в продукте. Понимание того, как работают сложные проценты и экспоненциальный рост, позволяет обнаруживать новые рычаги для роста, принимать верные решения и избегать ошибок при масштабировании продукта.
В этом материале мы обсудим основы сложных процентов и экспоненциального роста и их применение в продакт-менеджменте.
Это адаптированный перевод материала из англоязычного блога GoPractice. При желании вы можете изучить его в оригинале
Понимание сложных процентов и экспоненциального роста
Допустим, у Майка есть $1000. Банк предлагает ему положить эти средства на депозит под 5% годовых. Майк соглашается, и таким образом к концу года у него будет $1050.
Если он оставит деньги на депозите еще на один год, то по его итогам получит уже +$52.5, а общая сумма на счету составит $1102.5. В последующие годы наш вкладчик будет получать +$55.13, +$57.88, +$60.78 — и так далее.
На графике ниже вы можете увидеть, как с годами меняется сумма депозита в случае сложных (compound) и в случае простых (simple) процентов.
Начисление сложных процентов — процесс, в ходе которого стоимость активов увеличивается постоянно растущими темпами. Этот процесс зависит от трех переменных:
основная сумма (в нашем случае — изначальные $1000);
накопленный процент (то есть 5%);
периодичность (каждый год).
Таким образом, проценты начисляются к основной сумме депозита, которая с каждым годом увеличивается благодаря уже выплаченным процентам.
Простая формула вычисления сложных процентов:
В нашем примере с депозитом в $1000 и ставкой 5% через пять лет сумма составит:
Сложные проценты в продакт-менеджменте
Сложные проценты запускают экспоненциальный рост. Вы можете наблюдать этот процесс в разных областях продуктовой работы.
Рассмотрим пример.
Компания MailAnywhere предоставляет пользователям сервис для почтовых рассылок их клиентам. В конец каждого письма, которое пользователи отправляют через этот сервис, MailAnywhere добавляет ссылку на свой сайт с предложением создать аккаунт (назовем это «апселом»).
Допустим, в среднем каждый пользователь отправляет 100 писем в месяц, а на каждые 200 отправленных писем приходится один пользователь, который регистрируется благодаря апселу (конверсия — 0.5%). В январе у MailAnywhere было 16 пользователей. Посмотрим, как увеличивается пользовательская база сервиса со временем.
В январе отправлено 1600 писем (16 пользователей отправляют по 100 писем в месяц).
Как результат, по итогам месяца к MailAnywhere присоединяются еще 8 пользователей (1600 * 0.5%).
В феврале у MailAnywhere уже 24 пользователя, которые отправляют 2400 писем.
Эти письма приводят 12 новых пользователей.
Цикл повторяется вновь.
По условиям примера выше каждый пользователь ежемесячно приводит 0.5 пользователя. В этом случае уравнение для подсчета сложных процентов будет выглядеть так:
Если мы хотим узнать, как изменится аудитория через 5 месяцев, то сосчитаем это следующим образом:
Циклы роста
Пример выше иллюстрирует ситуацию, с которой вы будете сталкиваться в продуктовой работе. Речь о циклах роста — одном из фундаментальных концептов роста продуктов. Циклы роста обладают следующими характеристиками:
пользователи, привлеченные по итогам прохода одного цикла, участвуют в привлечении следующей группы пользователей;
цикл может повторяться многократно.
Поиск и оптимизация циклов роста — одна из важнейших составляющих работы над ростом продукта. Однако стоит помнить, что не все механизмы роста можно назвать циклами роста. Например:
MailAnywhere договорилась о промо у одного из блогеров на YouTube. Блогер рекламирует продукт в одном из своих следующих роликов. В результате к продукту присоединяются 100 новых пользователей.
Рекламная интеграция из примера выше может оказаться весьма эффективной для роста аудитории продукта, но в текущей формулировке пример не обладает признаками цикла роста, поскольку в данном случае отсутствует механизм для перезапуска цикла. Впрочем, если выручка от новых пользователей, которые пришли в результате промо, позволяет осуществить новые рекламные интеграции, тогда это можно считать циклом роста.
***
В этом материале мы затронули лишь самые основы сложных процентов и экспоненциального роста в контексте продакт-менеджмента. В реальной работе с этими понятиями вам встретится масса нюансов: например, как ускорить циклы роста или как связать разные циклы между собой.