Аналитика — это основа для принятия решений. Но данные должны быть адаптированы для конкретных бизнес-задач и отражать реальные метрики, на которые можно опираться в работе.

В этом материале для GoPractice Денис Елкин (CMO компании Alps2Alps, ex-Yandex, ex-VK) рассказывает, что действительно важно для маркетинговой аналитики, а на что можно не тратить ресурсы и как сделать дашборды так, чтобы они приносили пользу команде.

На разных этапах развития компании — разные требования к аналитике

Pre-PMF (до нахождения product-market fit). Здесь задача в первую очередь — понять, где ваша аудитория. Основное внимание уделяется поиску аудитории и экспериментированию с каналами привлечения. На этом этапе не требуется оптимизировать маркетинговые расходы, а значит, аналитика может быть упрощенной.

Post-PMF (масштабирование). По мере масштабирования аналитика должна отвечать более сложным требованиям — использование A/B тестов и расширение функционала BI становятся критичными. Это позволяет контролировать рост и оптимизировать маркетинговые расходы.

Кроме того, чем больше компания, тем важнее становится роль data-инженеров и автоматизация отчетности.

Основные принципы для создания полезных дашбордов

Быстрая загрузка

Дашборд должен грузиться быстро, иначе люди будут стараться минимизировать взаимодействие с ним.

Пример из жизни:

Дашборд грузится больше минуты. Каждое изменение фильтра приводит к тому, что опять приходится долго ждать. В результате менеджеры тратят несколько часов в неделю на то, чтобы выгрузить «сырые» данные в Google Spreadsheets и сделать сводные таблицы. Формально дашборд есть, но никто не может с ним эффективно работать.

Четкое предназначение

Каждый дашборд должен отвечать на конкретный набор вопросов, связанных с бизнес-целями. Не нужно делать дашборд, в котором свалены все данные во всех возможных разрезах: им будет неудобно пользоваться и он будет долго грузиться.

В идеале иметь возможность показывать только те колонки и данные, которые нужны пользователю в конкретный момент. Хороший BI-инженер может настроить это в Tableau.

Разные дашборды — для разных пользователей

Маркетологи, менеджеры и руководство — всем нужны свои, специфичные дашборды.

Когда маркетинговой аналитике нужны улучшения

Ручной сбор данных занимает много времени

Если менеджеры каждую неделю вручную собирают отчет в Excel или тратят часы на сбор данных из разных источников перед еженедельной встречей — значит, нужен дашборд, который автоматизирует эту работу.

Пример из жизни:

Команда по вторникам выгружает данные из кабинетов по затратам, показам, кликам. Далее из MMP выгружаются данные по инсталлам, регистрациям и событиям. Затем эти данные при помощи VLOOKUP склеиваются по campaign name. И на основе этого получается Excel-таблица, которую используют в работе.

Как итог, такой ручной труд ведет к потраченному времени, а точные данные доступны лишь с задержкой в неделю.