От джуна до сеньора: как устроен карьерный рост продакт-менеджеров в «Авито»
23 апреля, 2024
Редакция GoPractice
Сотрудникам и соискателям на любой позиции, включая продакт-менеджеров, важно понимать, как будет выглядеть их карьерный трек внутри компании и какие перспективы их ожидают. К сожалению, зачастую этой информации нет в открытом доступе.
В этом материале руководитель продукта в «Авито» Александр Лукьянов делится тем, как устроена карьерная лестница продакт-менеджера в «Авито», и рассказывает личную историю роста с junior-позиции до руководящей.
***
Привет! Меня зовут Александр Лукьянов, я юнит-лид в «Авито Недвижимости». В этом материале я расскажу, как в нашей компании устроен процесс перехода на новый грейд и поделюсь матрицей компетенций. С ее помощью вы сможете оценить, какому уровню уже соответствуете, а какие компетенции стоит подтянуть, чтобы двигаться дальше — например, в «Авито».
Также я поделюсь своим опытом на пути от junior-специалиста до юнит-лида и покажу, какие навыки были важными на каждой ступени и что помогало мне расти.
Как устроена матрица компетенций для продактов в Авито
В «Авито» для продакт-менеджеров разных уровней существуют сформулированные ожидания и ключевые предпосылки для повышения. Это позволяет формировать понятный карьерный трек специалиста: сам продакт и руководители понимают, когда человека пора повышать.
Для оценки готовности специалистов к повышению каждые полгода мы проводим перформанс-ревью. Руководители и сотрудники ставят оценки, обсуждают результаты, а затем готовят план роста.
Матрица компетенций, которую я упоминал выше, нужна для того, чтобы процесс роста был прозрачным. По сути это таблица, в которой подробно прописаны наши ожидания от продактов всех грейдов.
Всего мы выделяем 12 блоков компетенций, по которым проводим оценку. В матрицу входят, например, формирование долгосрочного видения, планирование и организация работы (своей и команды), улучшение клиентского опыта и другие навыки.
Здесь я не буду перечислять все компетенции. Я сосредоточусь на ключевых из них и покажу, что еще важно для повышения. Матрица доступна по ссылке ниже:
Какие компетенции мы считаем самыми важными на каждом грейде
Для начала рассмотрим основные компетенции, необходимые на любом грейде:
Понимание процесса Discovery: из каких этапов он состоит, что происходит на каждом, что такое double diamond и как применять этот фреймворк в работе.
Основные методы пользовательских исследований: для каких задач их применять, какие у них особенности и ограничения.
Планирование: важно уметь строить краткосрочные и долгосрочные планы, приоритизировать бэклог, оценивать риски при проработке нового продукта.
A/B-тесты: как их проводить, интерпретировать результаты и что делать, если после тестов метрики статистически значимо не изменились.
Стратегия: уметь анализировать проблемы пользователей, изучать конкурентов и аналоги на зарубежных рынках, создавать целевую картину продукта и прописывать план, как к ней прийти.
Коммуникация: нужно уметь лаконично и ясно передавать команде апдейты, открыто говорить о рисках с коллегами и стейкхолдерам, объяснять свои идеи другим командам.
Джун, он же «коммуникабельный теоретик»
Мы не ждем, что у начинающих специалистов будет большой практический опыт. Однако нам важно, чтобы джуны знали теорию и могли объяснять, почему в разных случаях стоит применять конкретные инструменты. Практический опыт они добирают уже во время работы.
Также junior-специалист должен аргументированно объяснять свои решения, поддерживать процессы в команде и стараться находить со всеми общий язык.
Мидл, он же «автономный начинающий лидер»
На этом грейдеуже недостаточно просто знать, как и когда использовать разные методы пользовательских исследований, применять double diamond, проводить A/B-тесты и интерпретировать их результаты. На этом грейде важно иметь опыт и насмотренность, чтобы понимать, какие инструменты выбрать в разных ситуациях.
Также мы ожидаем, что мидл возьмет ответственность за какой-то из продуктов — или за его отдельную часть, если продукт большой. Он должен уметь оценивать, что происходит на разных этапах, видеть проблемы в продукте, искать точки роста и запускать решения, которые помогут увеличить целевые метрики.
Еще мы ждем, что middle-специалист будет уметь работать с командой: доносить до нее целевое видение, следить за моральным состоянием, помогать с процессами и конфликтами, мотивировать на достижение целей.
Сеньор, он же «визионер, который влияет на ключевые метрики»
Его первое ключевое качество — умение держать фокус на росте ключевых метрик продукта или бизнеса, а не на том, какие продуктовые запуски он делает.
Второе — автономность. Человек должен сам драйвить все процессы и запуски, предупреждать о рисках и проактивно просить помощь, если потребуется.
Третье — визионерство. Под этим мы понимаем способность посмотреть на привычные решения под другим углом и создавать продукты с сильными ценностными предложениями для пользователей.
Что еще важно, чтобы расти в должности: пять главных предпосылок для повышения
Помимо самих компетенций, мы выделяем пять предикторов (то есть предпосылок) для повышения. На них обращают внимание руководители, когда принимают решение о переводе сотрудника в новую должность. Они общие для всех грейдов:
Выполнение задач следующего уровня на текущем грейде. Так мы понимаем, что человек готов к повышению и сможет успешно справляться с задачами более высокого грейда.
Умение приходить к поставленным целям, даже если обстоятельства вокруг меняются.
Автономность. Она может проявляться по-разному. Например, автономность для junior-специалиста — это умение самостоятельно проработать требования к задаче и показать руководителю.
Для мидлов — умение самостоятельно замечать точки роста и продумывать конкретные продуктовые решения. А для сеньоров — еще и проработать долгосрочную стратегию.
Умение смотреть шире своей зоны ответственности. Важно, чтобы продакт-менеджеры могли замечать изменения или проблемы не только на своем кусочке, но и в других частях продукта.
Запуск продуктов, которые влияют на ключевые метрики. Например, влияют на этапы пользовательской воронки, на удовлетворенность пользователей или финансовые метрики. Запусков таких продуктов мы в первую очередь ждем от мидлов и сеньоров.
В «Авито» сотрудники разных грейдов сами выбирают себе обучение в зависимости от своих целей: для усиления существующих и получения дополнительных навыков и ускорения своего профессионального роста.
«Симулятор управления ростом продукта» обычно выбирают более опытные сотрудники: те, кто планируют сделать следующий шаг в карьере и нацелен на масштабирование продуктов.
Вы также можете запросить обучение в наших симуляторах у своего работодателя, а мы со своей стороны поможем с оформлением необходимых документов — для этого напишите нам на contacts@gopractice.ru.
Мой путь в Авито: джун → мидл
Я пришел в «Авито Недвижимость» летом 2019 года и присоединился к команде краткосрочной аренды. Мы развивали новое направление, строили и улучшали путь арендаторов недвижимости.
Параллельно с улучшением существующего продукта мы постоянно искали точки роста для категории и бизнеса, много экспериментировали. Самый большой из наших тестовых запусков — бронирование отелей через «Авито». До этого в категории недвижимости можно было бронировать только квартиры.
Что помогло мне перейти на уровень мидл:
Проактивность и самостоятельность в запуске продуктов. Я увидел потенциал в том, чтобы запустить новое направление — бронирование отелей. Собрал диагностику рынка, проанализировал конкурентов, сделал case studies по основным зарубежным площадкам, погрузился в потребности бизнеса и пользователей, провалидировал это со стейкхолдерами.
Затем вместе с аналитиком оценил потенциал, выбрал целевые метрики, провел исследования и подумал о технической реализации.
Умение смотреть шире своей зоны ответственности. Я старался искать точки роста продуктов и пути решения проблем, еще когда был джуном. Брал на себя ответственность, не боялся предлагать бизнесу новые направления.
Например, я сам нашел партнеров, которые предоставили бы инвентарь (в нашем случае это отели, которые мы будем отображать для пользователя), вел с ними переговоры. Это не входило в мои прямые обязанности: обычно этим занимается команда sales или business development.
Далее я наладил взаимодействие между техническими и продуктовыми командами «Авито» с внешними партнерами. Эти задачи, например, у нас обычно закрывает project management office.
Я довел продукт до запуска за три месяца, контролируя процессы для согласования коммерческих условий, договора и юридических рисков.
В итоге я защитил пилот продукта перед C-level менеджментом, в том числе и его бизнес-составляющую: оценку потенциала, трэкшн-модель, косты. Такие задачи в Авито закрывает продакт уровня middle+ в связке с биздевом.
Реализовать такой проект самостоятельно, будучи джуном, мне удалось благодаря нескольким аспектам. Из важного: я нашел потребность бизнеса, предложил готовое решение, чтобы ее закрыть, а потом лидировал запуск пилотного продукта для проверки гипотезы.
Этот запуск был важным предиктором для перехода на новый грейд. Поэтому после того, как мы с командой запустили бронирование отелей и проверили ключевые продуктовые гипотезы, меня отправили на ревью компетенций. Руководитель перевел меня на следующий грейд в новую категорию «Новостройки».
Мой путь в Авито: мидл → сеньор
Тогда направление новостроек активно развивалось: мы переходили на новую бизнес-модель и сегмент пользователей. Раньше продукт был ориентирован на задачи агентств недвижимости, которые платили за размещение объявлений. Мы же сосредоточились на застройщиках и стали переводить всех на оплату за целевые звонки. Я стал отвечать за запуск и развитие новой модели монетизации.
В этой роли я прорабатывал с командой новые функции личного кабинета, разбирался, как переводить застройщиков на новую модель оплаты и увеличивать выручку за счет привлечения покупателей на объявления застройщиков.
Что помогло перейти на уровень сеньор
Проактивность. Я искал и внедрял монетизационные точки роста, изучал опыт зарубежных аналогов, анализировал аудиторию, выстраивал постоянную коммуникацию с ключевыми клиентами.
Помимо этого, я настроил процессы так, чтобы discovery-команды могли быстро запускать эксперименты и искать новые способы, чтобы увеличивать результативность объявлений застройщиков на «Авито».
Умение смотреть шире своей зоны ответственности. Обычно продакт-менеджеры не занимаются настройкой работы отдела продаж. Но я увидел, что процессы важно доработать так, чтобы продуктовая команда быстро получала фидбэк и инсайты с рынка, а в отделе продаж могли быстро реагировать на запросы клиентов и растить их лояльность. Так нам будет понятнее, как развиваться, а менеджерам по продажам — понятнее, как и кому предлагать новые инструменты.
Умение достигать ключевых целей бизнеса. Когда я перешел в «Новостройки», у команды были амбициозные цели, но еще не было проработанного плана по внедрению новой бизнес-модели. Я изучал возможности, формировал видение и план действий, говорил руководителю, что планирую делать, и объяснял идеи команде.
Показал, что могу достигать целей в условиях неопределенности и управлять командой — а это важные навыки для сеньора.
Запуск продукта, который влиял на важные для бизнеса показатели — наше направление росло в два раза из года в год.
Коммуникативные навыки. Я сам общался со стейкхолдерами: вовремя подключал их, разобрался в потребностях, проактивно подсвечивал риски, рассказывал про планы и результаты работы команды.
В итоге стейкхолдеры понимали, какой вклад я и моя команда вносим в рост бизнеса.
Пока был сеньор-продактом, работал над тем, чтобы дальше развивать модель оплаты за целевые звонки, отвечал за выручку продукта и помогал застройщикам с качественными объявлениями привлекать еще больше лидов.
За два с половиной года я вырос из джуна в юнит-лида
С февраля 2022-го я занимаю позицию юнит-лида в «Авито». Выстраиваю процессы и руковожу командами, которые создают продукты для самых больших категорий «Авито Недвижимости».
👉 Выберите из списка навыки или знания, которые стоит подтянуть. Пропишите цель и конкретные выполнимые шаги для ее достижения.
👉 Не бойтесь браться за задачи, выполнения которых в компании ожидают от сотрудников следующего уровня. Но предварительно рассказывайте руководителю о своих планах и советуйтесь с ним. Если в ваших действиях будет прозрачность, вам будут больше доверять сейчас и прислушаются к вашим решениям в будущем.
👉 Будьте проактивны в работе, смотрите не только на свою локальную часть продукта, но и на продукт и бизнес в целом. Анализируйте, какие проблемы и риски могут возникнуть, и предлагайте шаги для их решения.
Например, риски могут быть такими: отставание от трэкшн-модели или таргетных метрик, сложности с product/market fit нового продукта, внешние рыночные факторы, которые негативно влияют на продукт и его перформанс.
👉 Учитесь быть адаптивным. Обстоятельства всегда будут меняться, поэтому в компаниях ценят людей, которые могут анализировать причины изменений, быстро подстраиваться к новым условиям и предлагать альтернативные способы достижения целей.
👉 Учитесь общаться с разными людьми. Продакт-менеджеры общаются с разными стейкхолдерами даже в рамках одного проекта. Чтобы двигаться дальше по карьерной лестнице, важно уметь находить общий язык и управлять ожиданиями всех участников проекта.