Переход в международную компанию, где работа ведется на английском языке, — довольно предсказуемый шаг в карьере продакт-менеджера. Но он требует дополнительной подготовки: все имеющиеся знания и навыки требуют адаптации к английскому языку. Чтобы повысить шансы на трудоустройство, нужно добиться способности говорить по-английски легко и уверенно.

Для этого материала команда GoPractice попросила Лену Кочеву, языкового коуча и автора телеграм-канала «Изучение языка как стратегия», дать конкретные пошаговые рекомендации о том, как продакт-менеджер может наиболее эффективно подготовиться к англоязычному интервью.

↓ Развивайтесь в профессии продакт-менеджера с помощью симуляторов GoPractice.

→ «Симулятор управления продуктом на основе данных».

→ «Симулятор управления ростом продукта».

→ «Симулятор SQL для продуктовой аналитики»

→ «Симулятор управления ML/AI-проектами».

→ Не знаете с чего начать? Пройдите бесплатный тест для оценки навыков управления продуктом и подпишитесь на телеграм-канал GoPractice.

Почему владеть английским даже на «хорошем уровне» — недостаточно

Даже если вы считаете, что ваш уровень английского достаточно хорош для того, чтобы поддерживать общение с людьми на разные темы и в разных ситуациях, дополнительная подготовка к интервью все равно потребуется. Дело в том, что на этапе собеседования вам придется задействовать английский одновременно с другими факторами существенной интеллектуальной нагрузки.

Ниже мы обсудим это подробнее и поговорим о том, как заточить навык владения языком именно под интервью для продакт-менеджера.

Если же вы оцениваете свой уровень английского как достаточно низкий, неуверенный, то помимо того, чтобы следовать рекомендациям из этого материала, вам следует изучать язык и на более общем уровне. Для этого прежде всего постарайтесь максимально включить его в свою повседневную жизнь.

Компоненты подготовки к собеседованию на английском языке

Главное отличие собеседований от других ситуаций, в которых нужно говорить на английском — это многозадачность.

В обычной жизненной ситуации вы будете испытывать на порядок меньше стресса, задействуя свой английский — как правило никто вас не торопит, не оценивает, не проверяет. Вы спокойно и последовательно решаете свою задачу — выразить мысль, объяснить идею, заказать услугу и так далее.

Во время интервью на английском одновременно происходят следующие процессы:

  • Переключение на английский без возможности говорить на родном языке.

    Это будет меньшей проблемой для тех, кто говорит на английском каждый день, но довольно значимой для тех, кто пользуется им лишь как «инструментом» — по мере возникновения необходимости. Стресс, связанный с необходимостью думать, говорить и воспринимать информацию на другом языке, достаточно быстро утомляет.
  • Решение профессиональных задач.

    Во время интервью на позицию продакт-менеджера вас почти наверняка попросят решить одну или несколько задач — задать к ним дополнительные вопросы, простроить решение, аргументировать его. Оптимально, если этот процесс даже внутри вашей головы будет построен на английском, и вы сможете им управлять.
  • Контроль над собой.

    Вас оценивают: смотрят и слушают, как вы отвечаете, как вы себя ведете. Это дополнительный фактор стресса. Вы будете тратить часть энергии на то, чтобы контролировать свое поведение и выстраивать его так, чтобы произвести нужное впечатление на интервьюеров.

Каждый из этих процессов сам по себе забирает много сил. Но на собеседовании вы должны управляться со всеми тремя, чтобы достаточно уверенно и качественно выражать свои мысли, понимать собеседников, решать поставленные задачи, не терять контроль над своим поведением.

Чтобы все эти процессы работали одновременно и слаженно, на этапе подготовки вам понадобится проработать несколько компонентов:

  • Знание предмета. Насколько хорошо вы понимаете, то о чем будете говорить, спрашивать, отвечать? Уверенно ли вы чувствуете себя в профессиональной области?
  • Владение английским. Достаточно ли у вас лексики, в том числе профессиональной? Отработан ли навык говорения со включением этой лексики, а не только ее понимания?
  • Уверенность в себе. Насколько спокойно вы себя чувствуете, когда за вами наблюдают, оценивают вас? Способны ли вы контролировать свое поведение с относительной легкостью?

В проработке каждого из этих компонентов сильно поможет следующий прием — постараться заранее снизить количество чего-то нового, с чем вы можете столкнуться во время интервью. То есть постараться предугадать и предусмотреть максимум ситуаций и тем, с которыми можете столкнуться на собеседовании. 

Если вы заранее простроите связи в рамках каждого из компонентов и между ними, то вас будет сложно застать врасплох.

Давайте обсудим подробнее каждый из компонентов.

1. Знание предмета

Это фундаментальная часть подготовки к собеседованию, на которую затем вы нанизываете использование языка и вокруг которой строите уверенность во время беседы.

Вынесите пока за скобки то, насколько вы хороши, как продакт-менеджер. 

На этом этапе подготовки важнее то, насколько вы знаете, какие вопросы будут вам задавать и что вы будете на них отвечать. Помните, что наша основная задача — снизить количество чего-то нового, с чем вы можете столкнуться.

Даже простейший вопрос в духе “tell me about yourself” может ввести в ступор, если вы не знаете, что хочет услышать интервьюер, и не понимаете, как лучше подать свой опыт.

Поэтому важно проработать вопросы заранее. Проще всего это сделать для вопросов скрининговой и поведенческой части.

Например, на скрининговой части часто спрашивают следующее:

  • Tell me about yourself
  • Why do you want to work here?
  • Why are you leaving your current job?

В поведенческой части вопросы отсылают к предыдущему опыту:

  • Tell me a story when you failed
  • What is your greatest achievement?
  • How do you handle meeting tight deadlines?

Их задают вне зависимости от того, на какую должность вы претендуете, и вам будет проще, потому что вы рассказываете о себе.

Остальные вопросы будут несколько сложнее. Но при структурированной подготовке и тренировке вы сможете отвечать на них быстро.

Изучите типы вопросов, которые задают продакт-менеджерам

  • Структура продуктовых собеседований более или менее универсальна, и вы без труда найдете разделы, по которым спрашивают почти все компании. Начните с книги “Cracking the PM interview”: она поможет вам получить общее понимание того, какие типы вопросов бывают и что ожидает услышать ваш собеседник.
  • Еще один источник — Glassdoor. Здесь вы можете найти примеры вопросов, которые задают в конкретной компании.

И не забудьте внимательно изучить материал об этапах и вопросах на интервью продакт-менеджеров в блоге GoPractice. Там вы получите подробный список вопросов.

Найдите лучшие практики по структуре ответов

Большинство типов вопросов (например, «придумайте продукт для X») имеют лучшие практики или фреймворки, которые позволят составить наиболее выигрышный ответ. Наличие структуры в ответе сделает вашу мысль понятной и к тому же снизит ваш стресс в моменте.

Базовые практики вы найдете в уже упомянутой книге “Cracking the PM interview”, но есть и специальные платформы, которые собирают такую информацию. Они привлекают к созданию действующих интервьюеров из MAANG — например, ProductAlliance или TryExponent


Обратите внимание, что доступ к их подготовительным курсам платный. Но у TryExponent, например, есть YouTube-канал с видео на тему подготовки к собеседованиям.

Определите темы для прокачки хард-скиллов

Теперь можно вернуться к вопросу о том, какими знаниями и навыками вы обладаете, как продакт-менеджер.

Изучая тематики вопросов, вы наверняка найдете разделы, в которых вам не хватает знаний. Еще один способ выявить такие пробелы — пройти англоязычный Growth Skills Assessment Test от команды GoPractice.

Сделайте чек-лист направлений, по которым вам не хватает знаний и нужно подготовиться в первую очередь. Это поможет в дальнейшем профессиональном развитии. Но сейчас мы говорим о подготовке к интервью, поэтому используем этот чек-лист для проработки английского.

Об этом мы и поговорим дальше.

→ Вам может быть посмотреть серию вебинаров о релокации и работе в англоязычной среде на нашем YouTube-канале:

2. Владение английским

Элементы успешной коммуникации в процессе интервью:

  • У вас достаточный активный запас лексики, в том числе профессиональной. Вы можете не только понимать, но и использовать эту лексику;
  • Вы способны применять buzzwords (устоявшиеся или актуальные профессиональные термины) в качестве маркера того, что вы «в теме»;
  • Вы бегло говорите на английском и даже в условиях ограниченного запаса как слов, так и времени, можете донести свою мысль;
  • Вы понимаете на слух вопросы и разные акценты, с которыми эти вопросы могут быть заданы.

При более общем подходе к изучению английского вы прибегаете к самым разным ресурсам: учебникам, курсам, книгам, подкастам, диалогам в сериалах и так далее. Это нормально, но следует помнить, что большинство из них никак не отражают вашу реальную жизнь, поэтому результаты такого освоения языка не всегда будут применимы практически.

Иными словами, просмотр «Игры престолов» может подготовить вас ко вторжению в соседнее королевство, но вряд ли будет полезен для прохождения собеседования. 

Именно поэтому когда вы будете готовиться к интервью на позицию продакт-менеджера, вам нужно сфокусироваться на максимально релевантных источниках контента. Там вы найдете всю ту лексику, которую сразу будете использовать в своей речи. Именно через этот контент вы прокачаете понимание на слух.

Начать стоит с контента, который закроет ваши пробелы в профессиональных знаниях.

Давайте рассмотрим пример

Англоязычное видео на тему “Crack A/B Testing Problems” может дать вам понимание о том, какие слова нужно употреблять, отвечая на вопрос по теме A/B-тестов во время собеседования.

Просмотр такого видео решает сразу две задачи:

  • С одной стороны, вы получаете профессиональные знания;
  • С другой стороны, вы увеличиваете словарный запас, который сразу же применяете в разговорах. 

Как готовиться на основе подобных видео:

  • Тренируйте аудирование, слушая видео. Если это слишком легко, то попробуйте скорость 1,25х: будет сложнее, но и полезнее.
  • Выписывайте новую лексику по теме. Эти термины, их сочетания, обороты — все это пригодится на собеседовании.
  • При необходимости делайте конспект или mindmap всего видео. Это поможет оставить все в памяти.
  • Моделируйте ответ на аналогичный вопрос на собеседовании. Отвечайте вслух, не только на бумаге или в уме.

Что происходит в процессе такой подготовки:

  • Вы набираете нужную вам лексику (а не абстрактную);
  • Тренируете аудирование в релевантной ситуации;
  • И сразу же практикуете говорение — в прохождении ответов на вопросы, которые вам могут задать на собеседовании.

Если вы хотите лучше закрепить в памяти, как отвечать на определенные типы вопросов, то составляйте структурные обобщения — письменно и устно.

Проделайте это упражнение со всеми темами, в содержательной части которых вы не уверены. Затем переходите к тем темам, в которых чувствуете себя уже более уверенно — с высокой вероятностью, вы все равно узнаете для себя что-то новое.

3. Уверенность в себе

Уверенность в себе — важное качество, которое максимизирует успех интервью. И для продакт-менеджера оно критично. 

Одна из ваших задач — произвести впечатление человека, который может убедительно коммуницировать с совершенно разными людьми, не испытывая трудностей и не запинаясь. Такую уверенность можно и нужно наработать — а затем транслировать на собеседовании. 

Давайте рассмотрим пример

Если вас попросят рассказать о себе — как вас зовут, чем вы занимаетесь или где работаете — скорее всего, вы расскажете уверенно. “I’m a manager”, “I like football”, “I work in Avito” — у вас не возникнет мысли, что вы говорите что-то не то.

Ваша задача — достичь такого же уровня уверенности, когда вы говорите на профессиональные темы. Как это сделать? Нужно говорить в рамках этих тем максимально много.

Во время подготовки проговорите ответы для собеседования несколько раз — вслух и целиком — ровно так, как это происходит на интервью. И когда в реальной жизни вам зададут вопрос, вы не сможете запнуться. 

Есть несколько способов тренировать это:

  • Самостоятельно. Вы можете проговаривать ответы на вопросы, употребляя новые слова и конструкции. Это простой и бесплатный вариант, но от вас потребуются дисциплина.
  • С преподавателем английского. Давать ваши ответы другому человеку — это некоторое повышение уровня стресса, даже если он не будет оценивать содержание сказанного с профессиональной точки зрения. Преподавателей можно найти на специализированных сайтах и сервисах, например Preply и Italki.
  • В формате мок-интервью. То есть давать ваши ответы человеку, который может дать обратную связь по сути сказанного. Использовать можно разные ресурсы: например, TryExponent и Pramp.

Таким образом можно не только прокачать навыки говорения или расширить словарный запас, но и сформировать уверенность в общении с живым человеком. 

Постепенно повышая уровень стресса (от самостоятельной тренировки — к общению со слушателем, от слушателя — к мок-интервью) вы будете вырабатывать уверенность таким образом, что стресс существенно нивелируется.

При этом в процессе тренировки важно переходить от совсем простых вопросов к более сложным.

Важно помнить!

Именно говорение — тот навык, который в конечном итоге ведет к успеху. Представьте себе радиоприемник, у которого помехи: какой бы интересной ни была передача, перебои в трансляции и обрывочные фразы не дадут это понять.

Как отслеживать свой прогресс в подготовке к интервью

Улучшение уровня английского языка и подготовка к интервью — плавный процесс, растянутый во времени, поэтому не стоит ожидать фантастических результатов через неделю.

Простой фреймворк, который поможет вам контролировать процесс:

  • Перед началом занятий запишите себя на диктофон.

    Так вы зафиксируете точку А, а затем сможете вернуться к этой записи и отследить прогресс.
  • Уделяйте подготовке не менее трех часов в неделю, а лучше — больше.

    Интенсивность обычно определяется индивидуально, но нагрузку в три часа в неделю можно считать минимальной. При меньшей интенсивности вы вряд ли почувствуете эффект.
  • Периодически возвращайтесь к проработанным задачам.

    Так вы поддержите новую лексику в активном состоянии, укрепите новые нейронные связи. И увидите, как растет ваша уверенность в ответах.
  • Продолжайте делать диктофонные записи.

    Практика автора этого материала показывает, что первый прогресс заметен через месяц, при интенсивных занятиях — через две недели. Увеличение скорости речи особенно заметно в сравнении с точкой А.

Со временем вы почувствуете, что ответы на вопросы перестали быть мучительным испытанием и вводить вас в сильный стресс. Самое время выходить на реальные собеседования (в идеале — не начинайте с компании мечты) и нарабатывайте реальную практику.

Этот материал подготовила Лена Кочева, языковой коуч и автор телеграм-канала «Изучение языка как стратегия».

Если вы хотите обсудить его с редакцией GoPractice или дополнить, то напишите на dima@gopractice.io.