Роль продакт-менеджера подразумевает большой уровень ответственности. Решения, которые принимает продакт, могут оказывать большое влияние как на опыт пользователей, так и на бизнес. Но принимать такие решения и никогда не ошибаться — невозможно.

Все возможные ошибки продакт-менеджеров перечислить трудно, но мы выбрали те, которые чаще всего упоминают опрошенные нами эксперты и нанимающие менеджеры. 

Чтобы материал был максимально полезным для вас, постарайтесь при чтении каждого пункта задавать себе вопрос: «А не делаю ли я так?». Это простое упражнение может оказаться очень эффективным и позитивно отразиться на качестве вашей работы.

Содержание

Критическая ошибка продакт-менеджера — работа на уровне выполнения задачи

В материале о роли Junior продакт-менеджера мы говорили о том, что одна из самых распространенных задач начинающего продакта — реализовать некоторую фичу. 

В постановке от руководителя или стейкхолдера такая задача может прозвучать достаточно прямолинейно: «Нам нужно добавить функциональность N, чтобы можно было делать Х».

Именно это и может приводить к главной ошибке начинающего продакта — работе исключительно на уровне выполнения поставленной задачи в первоначальной формулировке. Работе без предварительного глубокого изучения проблемы и гипотез в основе предлагаемого решения.

Разберем типичную рабочую ситуацию. 

  • Junior продакт-менеджер получает задачу от своего руководителя. 
  • У руководителя есть свое текущее видение проблемы и возможного его решения. 
  • По разным причинам, в том числе из-за нехватки времени, большого количества проектов и редкого прямого взаимодействия с пользователями, это видение может базироваться на неверных гипотезах.
  • Если начинающий продакт будет отталкиваться от полученных вводных без их предварительной валидации, вся работа пойдет по неверному пути и не позволит достичь желаемого результата.

Поэтому продакт-менеджеру всегда важно делать шаг назад и возвращаться на уровень изучения проблемы и предполагаемого решения. Это нужно делать, даже если вы уверены, что ваш руководитель обладает гораздо большим опытом.

Дело не в том, чтобы ставить под сомнение экспертизу более опытных коллег. Дело в том, чтобы подкрепить правильность предлагаемого решения фактами, а не гипотезами.

Поэтому после получения вводных по проекту ваши следующие задачи:

  • Идентифицировать гипотезы, на которых базируется предлагаемый проект;
  • Найти способ, чтобы их проверить. 

Обычно это будут следующие гипотезы:

  • Гипотеза проблемы. Правда ли она существует?
  • Гипотеза ценности для пользователя. Правда ли предлагаемое решение может решить проблему?
  • Гипотеза ценности для бизнеса. Правда ли бизнес получит выгоду от решения проблемы пользователя?

Из того, что я видел на практике, основная ошибка продактов — это чересчур сильная ориентация на собственное мнение/экспертизу и мнение/экспертизу команды, что приводит к недостаточному уровню исследования гипотезы перед тем, как она берется в работу. Мы это называли «экспертной тягой». Конечно, такой подход может и сработать, но процент ошибок — особенно у начинающих специалистов — обычно очень высокий.

Иван Козлов
CPO, Aviasales

После того, как вы провалидируете ключевые гипотезы и оцените потенциал от реализации проекта, вам стоит вернуться к менеджеру и вместе обсудить новые вводные. С высокой вероятностью, по результатам обсуждения понимание проекта изменится.

Описанная ошибка наиболее опасна при решении задачи с реализацией фичи. Но на самом деле, продакты могут допускать эту ошибку при решении и любых других задач, которые они получают. 

Избегать в работе любого бездумного выполнения задачи — лучшая профилактика многих ошибок и зря потраченного времени и ресурсов.

Как проверить себя?

Вспомните несколько последних рабочих ситуаций и проектов, в которых вам поручили определенную задачу, но результат ее выполнения не оправдал ожиданий. 

Взяли ли вы в моменте паузу для того, чтобы продумать и задать дополнительные вопросы? Какие вопросы, на ваш взгляд, могли бы сделать задачу и ее ожидаемый результат более понятными?

Мы запустили программу «Профессия: продакт-менеджер». Она создана специально для «свитчеров» — специалистов, которые переходят в продукт из смежных ролей и индустрий.

В подготовке программы участвовали 40+ экспертов — нанимающих продакт-менеджеров и бывших свитчеров. Это позволило нам приземлить материал на реальность рынка труда. Вы получите те навыки и знания, которые реально от вас ожидают и которые вы сможете реально задействовать в работе.

Узнайте все остальные подробности о новой программе.

Ошибки в коммуникации с руководством и коллегами

Значимая часть работы продакт-менеджера — это общение: со стейкхолдерами, с командой, с пользователями. Отсутствие стремления выстроить отношения с ними — одна из ключевых ошибок в коммуникации со стороны начинающего продакта.

Отношения со стейкхолдерами и коллегами — фундамент доверия, которое необходимо для более быстрой и эффективной реализации задач.

Продакт — это человек, который управляет разработкой, аналитикой, дизайном и другими направлениями. И все это делается в первую очередь через доверие.

Если ты джун, то тебе особенно важно завоевывать доверие у своей команды и смежных функций. Для успеха в работе крайне важно инвестировать в долгосрочные человеческие отношения и причем начинать это делать сразу. Нельзя забивать на функции бизнеса: надо разобраться в них и завоевать доверие у своих коллег.

Вадим Купцов
Product Director, Ostrovok

Налаженная коммуникация помогает продакту лучше понимать структуру команды, понимать, какие ресурсы у нее есть и у кого какая экспертиза может быть задействована.

Другая частая ошибка в коммуникации — плохая видимость работы. Умение доходчиво донести до коллег и руководства свой прогресс тоже работает на доверие к вам и восприятие вас как специалиста.

Как проверить себя?

Задайтесь вопросом, хорошо ли вы понимаете компетенции и зоны ответственности людей в вашей команде.

Знаете ли вы, какие задачи они решают на этой неделе? Знают ли ваши коллеги и руководство о ваших текущих приоритетах? Что вы можете сделать, чтобы наладить это понимание?

Отсутствие регулярного анализа рынка и конкурентов

Любой продукт существует в конкурентной среде. Начинающему продакт-менеджеру важно знать основных прямых конкурентов и понимать, какие непрямые конкуренты тоже могут решать задачи ваших пользователей, а следовательно — отбирать их у вас.

Изучение рынка и его основных игроков помогает знать и лучше понимать:

  • Как лучше всего доносить ценность до целевой аудитории через маркетинг;
  • Какие модели монетизации продукта наиболее эффективны в этот момент;
  • Как меняются предпочтения пользователей со временем;
  • Какие продуктовые гипотезы уже были опробованы другими участниками рынка.

Конечно, каждый продукт уникален: то, что сработало у других, не обязательно сработает у вас. Но осознавая это, важно не попадать в пузырь, когда все, что находится за пределами вашего продукта, перестает иметь смысл. 

Продакт-менеджер, который недостаточно внимательно наблюдает за рынком и конкурентами, рискует потерять пользователей в пользу тех продуктов, которые нашли более эффективный способ решать их задачу.

Как проверить себя?

Знаете ли вы основных прямых конкурентов своего продукта? Пользуетесь ли вы их продуктами? Можете ли вы назвать значимые события, которые с ними произошли недавно? Какие выводы вы сделали для себя на основе этих событий? 

Понимаете ли, какие другие способы решения задачи ваших пользователей существуют? 

Непонимание границ своей ответственности

Начинающий продакт-менеджер может испытывать трудности в оценке своей зоны ответственности. Это приводит к различным ошибкам.

Например, продакт-менеджер может быть уверен, что его работа выполнена тогда, когда проект завершен и запущен. Чаще всего это не так. От продакт-менеджера ожидается, что он по своей инициативе продолжит дотошно следить за показателями после запуска и что у него есть понятный план действий на случай разных (хороших, плохих, ожидаемых, неожиданных) результатов. 

Пример выше касается лишь завершающей стадии проекта, но ответственный продакт-менеджер должен быть погружен в происходящее на любом этапе. Он должен уметь отвечать на вопрос, на чем сейчас сфокусированы усилия, какие проблемы есть, как их решать. Но часто начинающие продакты теряют нити управления.

Другая крайность непонимания зоны ответственности может выливаться в то, что продакт-менеджер начинает брать на себя работу людей из своей команды.

Я всегда был неплохим лидером, но раньше я добивался этого за счет самоотдачи и готовности работать по 16 часов в сутки. Например, чтобы заслужить доверие разработки я как бывший разработчик за новогодние праздники погрузился в nodeJS и MongoDB настолько, что без проблем мог обсуждать с ними сложные решения.

Это может сработать на начальном этапе, но сейчас я стараюсь находиться в своей роли и делать то, что получается хорошо. Сюда входит умение анализировать рынок, видеть картину целиком, держать всех в контексте, быстро договариваться со стейкхолдерами, проводить интервью пользователей и в итоге доводить фичи до конца уже как организатор, с упором на качество и востребованность.

Если этого требует ситуация, я могу погрузиться в проблему и побыть полчаса-час тестировщиком, используя свои старые навыки, но потом собрать общую встречу, где чётко обозначу критичные проблемы, их влияние на пользователей, задам сложные вопросы и распределю ответственность за решение. При этом я не буду навязывать свой вариант, так как научился доверять команде: разработка профессионально занимается своими задачами, я — своими. И именно в этом тандеме наша сила, скорость и качество.

Лев Забудько
Senior Product Manager, «Яндекс»

Как проверить себя?

Насколько хорошо вы знаете свою зону ответственности? Знают ли ваши коллеги вашу зону ответственности? Сходятся ли ваши взгляды? Узнать это можно только через прямой диалог с членами команды.

Были ли ситуации, в которых вы отказывали коллегам с формулировкой о том, что задача выходит за рамки вашей ответственности? Если да, то кому вы переадресовали эту задачу?

Брали ли вы на себя задачи, которые не входят в зону вашей ответственности? Если да, то почему? Насколько часто это происходит? Как вы можете это исправить?

Нежелание учиться и нарабатывать опыт за пределами работы

Начинающий продакт-менеджер может многому научиться у более опытных коллег или наработать экспертизу через решение ежедневных задач. Но нежелание учиться дальше, читать экспертную литературу и блоги, ходить на профильные конференции и знакомиться с другими экспертами может заблокировать профессиональное развитие специалиста.

Сейчас я понимаю, что в начале карьеры я очень мало читал и смотрел по теме продакт-менеджмента и предпочитал сам набивать шишки и учиться на этом опыте. Но когда со временем мой подход к обучению поменялся, я увидел молодого себя во многих типичных ошибках, о которых рассказывают авторы и эксперты. 

Нельзя гарантировать, что обильное потребление контента помогло бы мне избежать всех ошибок тогда, но я уверен, что оно точно помогло бы мне относиться к ним более осознанно и доставать из них больше инсайтов для себя.

Андрей Демидов
eх-CPO в «Юла» (ВК)

Часто специалистов останавливает от обучения ментальная ловушка: они думают, что оно обязательно должно быть длительным и фундаментальным. С одной стороны, у людей есть желание развиваться, но они постоянно откладывают его, потому что уверены, что у них нет времени на это.

Чтобы научиться работать с Figma или настраивать рекламную кампанию, не надо коммититься на многомесячное обучение. Есть много сервисов, которые помогут быстро научить определенному точечному навыку. Такие вещи не надо откладывать, а просто загружать в себя.

Андрей Демидов
eх-CPO в «Юла» (ВК)

Как проверить себя?

Нет единого бенчмарка того, сколько и какого контента начинающий продакт или любой другой специалист должен потреблять, чтобы считаться действительно глубоко заинтересованным в профессиональном саморазвитии.

Если вы считаете, что вам этого не хватает, то задайтесь вопросом, есть ли эксперты и авторы, за которыми вы следите, чей контент вы читаете постоянно? Находите ли вы его полезным в работе? 

Помните, что вы всегда можете обратиться к коллегам или к друзьям, чтобы получить рекомендации на релевантный для вас запрос.

Другие частые ошибки начинающих продакт-менеджеров

В этот раздел мы вынесли ошибки, которые можно назвать чуть более прикладными и интуитивно понятными, но мы считаем важными их обсудить, поскольку они тоже являются достаточно частыми в работе начинающих продактов.

Ошибки в работе с данными

Они случаются, когда продакт-менеджер, например, делает выводы на основе A/B-теста, в дизайн которого закрались ошибочные вводные. Это могут быть группы разного размера, либо же тестовая группа не получила новую фичу. Частая проблема в работе с данными — непонимание разницы между корреляцией и причинно-следственной связью.

Принятие решения без учета интересов всего продукта

Речь о ситуациях, в которых продакт-менеджеры пытаются сделать лучше одну часть продукта для определенной доли пользователей, но теряют из вида интересы других пользователей или бизнеса. 

Например, возможность бесплатной доставки с примеркой в fashion-маркетплейсе сильно повышает ценность продукта для пользователей, но может оказаться непомерно дорогой для бизнеса.

Неумение критически посмотреть на свои идеи

Продакт-менеджер может иметь хорошее «продуктовое чутье», но оно нарабатывается лишь с опытом. Поэтому начинающему продакт-менеджеру важно уметь не привязываться к своим идеям, уметь смотреть на них критически и не настаивать на определенном способе решения задачи, если данные говорят о его неэффективности.

Заключение

Работа продакт-менеджера подразумевает высокий уровень ответственности. Если вы только начинаете свой путь в этой профессии, вам, безусловно, будут помогать, но большинство решений вам придется принимать самостоятельно.

Как прокоммуницировать задачу? Каких данных нам не хватает? Что ответить на feature request от пользователей? 

Вы не найдете идеального ответа для всех ситуаций сразу, но понимание того, какие типичные ошибки могут увести вас в неверном направлении, поможет сохранять ясность.

Уберечься от всех ошибок невозможно. Но важно проанализировать самые серьезные или часто повторяющиеся, чтобы повысить вашу ценность как профессионала, а значит — и ценность вашего продукта для пользователей.