Для многих продакт-менеджеров аналитик — это лишь интерфейс для доступа к данным. Но потенциал их совместной работы на самом деле не ограничивается запросом и получением данных.

В этом материале руководитель направления продуктовой аналитики в «Авито» Алексей Малинский рассказывает о трех уровнях взаимодействия продактов и аналитиков, их особенностях и о том, как прокачать такое взаимодействие.

***

Привет! Меня зовут Алексей Малинский, я руководитель направления продуктовой аналитики в «Авито Товарах», а в свободное время веду личный телеграм-канал, где пишу про аналитику, менеджмент и саморазвитие.

В компании я отвечаю за core-аналитику товарных категорий, а это 20+ аналитиков и 35+ продакт- и бизнес-менеджеров. Эти команды занимаются развитием пользовательского опыта с фокусом на конкретные категории (электроника, одежда и т.д.), а еще отвечают за развитие бизнеса в этих направлениях.

За шесть лет в «Авито» у меня накопилось достаточно насмотренности в том, как строятся отношения продакта и аналитика, какие там могут возникать проблемы или, напротив, перспективные синергии. В этом материале я расскажу о трех уровнях взаимодействия, которые я выделяю.

Продуктовый аналитик: что он делает

Для начала разберемся в специализациях аналитиков. На определенных стадиях развития продукта, а также для решения конкретных задач вам могут потребоваться разные профили аналитиков.

Продуктовый аналитик чаще нужен тогда, когда:

  • Уже есть выстроенная инфраструктура, которая агрегирует данные с бэк-офиса и различные клики пользователя: есть откуда вытаскивать инсайты
  • Продукт уже прошел стадию MVP и нашел product/market fit: есть потребность в data-driven подходах проверки гипотез роста.

Но вполне может оказаться, что сейчас вашему продукту нужен кто-то другой. 

  • Если вы стартап и вам пока рано строить свою инфраструктуру, а ваши основные инструменты — это, например, Google Analytics и «Яндекс Метрика», то, скорее всего, вам нужен веб-аналитик.
  • Если вам нужно наладить свою инфраструктуру данных и построить на этом базовую отчетность, то вам, скорее, нужен BI-аналитик или даже дата-инженер.

Ключевое отличие продуктовых аналитиков состоит в том, что их основная ценность — в умении применять математический аппарат для продуктовых задач и давать на выходе конкретные рекомендации по изменениям для продакт-менеджера. Их базовый набор навыков — это математическая база, SQL, Python, BI и business sense.

Далее мы будем говорить о ситуациях, когда вам нужен именно продуктовый аналитик — и как с ним взаимодействовать.