В этом материале опытные продакты вспоминают о том, какие важные навыки и знания упустили из внимания в начале своей карьеры (спойлер: со временем все равно пришлось наверстывать).

Чтобы действительно приносить пользу продукту и пользователям, продакт-менеджер должен обладать набором самых разных навыков и знаний: бизнес-компетенции, аналитика, лидерство, работа с гипотезами, кастдев и многие другие. Некоторые из них востребованы на ранних этапах карьеры продакта, а остальные пригодятся уже на более ответственных позициях.

Мы спросили опытных специалистов: каким навыкам и знаниям они не уделили внимания на старте карьеры, из-за чего их пришлось наверстать позднее. Их истории могут помочь начинающим и будущим продактам понять, на чем именно стоит сконцентрироваться в начале пути в новой профессии.

Конечно, путь каждого человека в профессию продакта уникален, а многое зависит также от специфики роли и продукта. Тем не менее мы уверены, что опыт нескольких людей поможет выделить зоны роста, которые могли бы ускользнуть от внимания.

Благодарим за участие:

  • Льва Забудько — Senior Product Manager, Yandex
  • Сергея Беляева — Product Manager, Avito
  • Стаса Джу — Product Manager, VK Video; автора телеграм-канала «Product_ninja»
  • Вадима Купцова — Product Director, Ostrovok.ru
  • Эмилию Арсланову — Product Owner, «Домклик»
  • Александра Зеленского — Senior Product Manager, Womanly Corp.

До того как перейти в продакты, я успел побыть фулстек-разработчиком, бизнес-аналитиком и даже архитектором хранилищ данных и систем отчетности в консалтинге. То есть мой опыт всегда был скорее технический, чем менеджерский. Этим обусловлен ряд навыков, которые пришлось наверстывать в будущем.

В первую очередь это кастдев. Кастдев легко игнорировать, когда ты создавал продукты под заказ и до сих пор хочешь это делать. Тем не менее обратная связь — лучшее, что может случаться с продактом. Поэтому на самых ранних этапах карьеры продакта уже нужно уметь изучать потребности пользователей. Мне помогли курсы по продакт-менеджменту в далеком 2017 году.

Пройти симуляторы от GoPractice можно в группе с опытным ментором.

Что вы получите:

✅ Онлайн-встречи для обсуждения прогресса и разбора вопросов
✅ Общение в закрытом чате для постоянной обратной связи с ментором и одногруппниками
✅ Дополнительные кейсы от ментора

Поддержка ментора доступна при обучении:

→ в «Симуляторе управления продуктом на основе данных»
→ в «Симуляторе управления ростом продукта»
→ в «AI/ML-симуляторе для продакт-менеджеров»

Переговоры тоже были непростой частью: обычно я хорошо понимал людей и умел искать компромиссы, но отстаивание или «продажа» своей позиции перед боссами всегда было сложной задачей для меня. Я начал читать книжки по теме (например «Переговоры с монстрами» Игоря Рызова) и практиковаться на работе. Здорово помогло излагать все мысли письменно и с фактами: делать себе шпаргалку.

Позже стало не хватать навыков классического маркетинга, как строить стратегию продукта и бизнес-модели — этим вещам я все еще учусь у ребят на работе и на MBA-курсе в бизнес-школе.

Могу добавить и позитивный опыт. Продуктовое мышление и любовь к обратной связи помогают мне в вообще любых задачах по жизни. Если не получилось с первого раза, радуйся, что теперь проблемы понятны, делай выводы и пробуй еще раз. Это про готовность меняться и настойчивость.


Один из самых недооцененных для меня навыков в начале карьеры — это эмоциональный интеллект. Как правило, все говорят об эмпатии к конечному пользователю, дают фреймворки по выявлению потребностей, гайды по проведению интервью. Но не о том, как самому бежать этот марафон. Особенно, когда речь идет о распознавании собственных эмоций и умении с ними работать. А от этого немало зависит качество коммуникаций и принимаемых решений.