В этом материале опытные продакты вспоминают о том, какие важные навыки и знания упустили из внимания в начале своей карьеры (спойлер: со временем все равно пришлось наверстывать).

Чтобы действительно приносить пользу продукту и пользователям, продакт-менеджер должен обладать набором самых разных навыков и знаний: бизнес-компетенции, аналитика, лидерство, работа с гипотезами, кастдев и многие другие. Некоторые из них востребованы на ранних этапах карьеры продакта, а остальные пригодятся уже на более ответственных позициях.

Мы спросили опытных специалистов: каким навыкам и знаниям они не уделили внимания на старте карьеры, из-за чего их пришлось наверстать позднее. Их истории могут помочь начинающим и будущим продактам понять, на чем именно стоит сконцетрироваться в начале пути в новой профессии.

Конечно, путь каждого человека в профессию продакта уникален, а многое зависит также от специфики роли и продукта. Тем не менее мы уверены, что опыт нескольких людей поможет выделить зоны роста, которые могли бы ускользнуть от внимания.

Благодарим за участие:

  • Льва Забудько — Senior Product Manager, Yandex
  • Сергея Беляева — Product Manager, Avito
  • Стаса Джу — Product Manager, VK Video; автора телеграм-канала «Product_ninja»
  • Вадима Купцова — Product Director, Ostrovok.ru
  • Эмилию Арсланову — Product Owner, «Домклик»
  • Александра Зеленского — Senior Product Manager, Womanly Corp.

Развивайтесь в профессии продакт-менеджера с помощью GoPractice.

→ «Профессия: продакт-менеджер».

→ «Симулятор управления продуктом на основе данных».

→ «Симулятор управления ростом продукта».

→ «Симулятор SQL для продуктовой аналитики»

→ «Симулятор управления ML/AI-проектами».

«Генеративный AI для продакт-менеджеров: мини-симулятор».

→ Не знаете с чего начать? Пройдите бесплатный тест для оценки навыков управления продуктом и подпишитесь на телеграм-канал GoPractice.

До того как перейти в продакты, я успел побыть фулстек-разработчиком, бизнес-аналитиком и даже архитектором хранилищ данных и систем отчетности в консалтинге. То есть мой опыт всегда был скорее технический, чем менеджерский. Этим обусловлен ряд навыков, которые пришлось наверстывать в будущем.

В первую очередь это кастдев. Кастдев легко игнорировать, когда ты создавал продукты под заказ и до сих пор хочешь это делать. Тем не менее обратная связь — лучшее, что может случаться с продактом. Поэтому на самых ранних этапах карьеры продакта уже нужно уметь изучать потребности пользователей. Мне помогли курсы по продакт-менеджменту в далеком 2017 году.

Переговоры тоже были непростой частью: обычно я хорошо понимал людей и умел искать компромиссы, но отстаивание или «продажа» своей позиции перед боссами всегда было сложной задачей для меня. Я начал читать книжки по теме (например «Переговоры с монстрами» Игоря Рызова) и практиковаться на работе. Здорово помогло излагать все мысли письменно и с фактами: делать себе шпаргалку.

Позже стало не хватать навыков классического маркетинга, как строить стратегию продукта и бизнес-модели — этим вещам я все еще учусь у ребят на работе и на MBA-курсе в бизнес-школе.

Могу добавить и позитивный опыт. Продуктовое мышление и любовь к обратной связи помогают мне в вообще любых задачах по жизни. Если не получилось с первого раза, радуйся, что теперь проблемы понятны, делай выводы и пробуй еще раз. Это про готовность меняться и настойчивость.


Один из самых недооцененных для меня навыков в начале карьеры — это эмоциональный интеллект. Как правило, все говорят об эмпатии к конечному пользователю, дают фреймворки по выявлению потребностей, гайды по проведению интервью. Но не о том, как самому бежать этот марафон. Особенно, когда речь идет о распознавании собственных эмоций и умении с ними работать. А от этого немало зависит качество коммуникаций и принимаемых решений.

Мне пришлось учиться на своем опыте, и это было нелегко. Простого решения нет, но есть понятные советы. Могут помочь рефлексия, желательно с компетентными людьми, выстраивание доверительных отношений с коллегами и проговаривание проблем и их первопричин. Не стоит забывать инвестировать в свои soft skills: коммуникацию, сторителлинг, лидерство. Умение эффективно доносить идеи и заражать ими окружающих — это отличительная черта как лучших продактов, так и лучших фаундеров. Книги, курсы, просмотр TED-выступлений — это отлично, но лучше подготовительной работы и практики еще никто не придумал.


Есть утверждение, с которым я согласен, что чем выше грейд продакта, тем важнее софт-скиллы, а не хард-скиллы. Начинающие продакты часто недооценивают важность софтов, которые выражаются не только в умении взаимодействовать с командой, но и в умении питчить свои идеи, грамотно проводить отчетные встречи и доводить до стейкхолдеров ключевое, не зарываясь в детали.

Структурность мышления, умение сжато выделить суть — вот чего мне не хватало на старте.

Банальный пример, знакомый всем, кто хоть раз защищал продуктовую стратегию или аналогичный документ. На подобные встречи-защиты приходят люди, которые не погружены в детали настолько глубоко, как вы. Ваша задача очень коротко и ясно донести контекст, объяснить почему проблема важна, что будет если ей не заниматься, как будет достигаться цель и измеряться успех.

На словах звучит просто, но это такой же навык, который необходимо прокачивать. Мне кажется, сложность состоит в том, что какого-то универсального рецепта в данном случае нет. Лично мне очень помогло участие в качестве спикера на демо команд, регулярная защита результатов проделанной работы перед непосредственным руководителем и бизнес-лидерами, посещение мероприятий с участием более опытных коллег.

Однако есть способы прокачаться самостоятельно, например сделать суммаризацию какого-то документа до двух-трех абзацев, отранжировав блоки по значимости. Чем больше будет такой практики, тем легче это будет даваться в дальнейшем.

Хотите поучаствовать в создании материалов для GoPractice?

Поделитесь с нами историями на следующие темы:

→  Дневник продакт-менеджера

→  Опыт перехода в продакт-менеджмент

→  Предложите вашу тему


В начале карьеры мне не хватало знаний в экономике продуктов и аналитике. 

Я даже слышала мнение от продуктовых экспертов, что лучшие продакты вырастают из аналитиков, и частично согласна с этим. Но если вышло так, что исторически этот скилл не развит и у вас другой бэкграунд — то его точно стоит прокачать. Так было и у меня. 

Когда я начинала свою карьеру продакта в «Домклик», передо мной стояла задача определить потенциал нового тарифного плана с юридической проверкой для агентств недвижимости. Если декомпозировать эту задачу, то одной из подзадач было построить финансовую модель продукта, чтобы:

— во-первых, определить прибыльность одной продажи, так как тариф включает в себя расходы на проведение юридической проверки;

— во-вторых, оценить потенциал валовой прибыли на горизонте года и целесообразности вложений компании в разработку тарифа.

В интернете есть множество статей на тему финмоделирования, но иногда информация противоречива и ненадежна, и требуется много усилий, чтобы докопаться до правды.

Одной из основных ошибок в моей истории было то, что в юнит-экономику не были заложены все переменные расходы на привлечение покупателей (зарплаты), а прогноз продаж не был подкреплен фактическими данными и не учитывал сезонность. Закончилась история тем, что тариф решили не выпускать, потому что по результатам решенческих интервью его были не готовы покупать за нужную нам стоимость, которая покрыла бы расходы. Если бы тариф все же решили разработать, то мы столкнулись бы с тем, что цифры в экселе бесконечно далеки от фактических данных, но нас фактически «спасли» проведенные исследования.

Пробелы в знаниях по экономике я закрывала так:

— читала большое количество статей и смотрела видео от экспертов;

— если сталкивалась с противоречиями, уделяла отдельное внимание тому, чтобы с ними разобраться.

Все это трудоемкое и фрустрирующее занятие: часто информация неполная и не покрывает всех кейсов и бизнес-моделей. Например, мало кто объясняет, как посчитать экономику, если продукт еще не запущен и неизвестна стоимость привлечения и конверсия в покупку. Я считаю, что для системного освоения навыка нужно расширенное обучение. Например, чтобы прокачаться по части аналитики и метрик, проходила первый симулятор GoPractice.


На старте моей карьеры продакт менеджера я совершил много ошибок, а именно недооценил важность исследования пользователей и анализа данных. Так как я перешел в продакт-менеджера из проджект-менеджера, я изначально ориентировался на конкретные проекты и внедрение новых фичей, не уделяя должного внимания пониманию потребностей пользователей и анализу данных.

Для примера расскажу про свой опыт работы в «Домклик» (проект «кабинет ипотечной сделки»), где мне пришлось адаптироваться к работе с многотысячными проектами и мобильными приложениями. Ранее я работал в небольших веб-агентствах с небольшой командой, и переход в такую крупную ИТ-компанию представлял для меня вызов. Я столкнулся с новыми задачами, осознал, что необходимо развивать навыки исследования пользователей и аналитики для эффективного управления продуктом.

Для того чтобы освоить эти навыки, мне потребовалось около двух лет. В процессе работы я изучал методы исследования пользователей, анализировал продуктовые метрики, обрабатывал обращения пользователей и выявлял основные проблемные моменты. С развитием продукта я стал лучше формулировать гипотезы улучшений на основе полученных данных. Чем дольше я работал над одним продуктом, тем больше накапливался опыт и понимание его стратегии развития.

Этот опыт научил меня значимости внимания к пользователям, анализу данных и формулированию обоснованных гипотез с подкрепленными метриками. Он подчеркнул важность постоянного самообразования и адаптации к новым требованиям рынка для успешной работы над продуктами.


Лично мне не хватало умения говорить, что я что-то не умею или не хочу делать, и умения выбирать самое важное. На старте карьеры мне казалось, что я должен уметь абсолютно все: и аналитику, и маркетинг, и UX, и разработку. Когда мне говорили, что где-то у меня есть проблемы, то я брал это на свой счет и бежал читать книги и решать эти проблемы. В какой-то момент я понял, что у меня совсем нет фокуса, и продукт растет ниже ожиданий.

Через психотерапию и опыт я понял, что если я что-то делать не хочу или не умею, то это можно делегировать, а заниматься нужно самым важным для бизнеса и тем, что дает вам энергию. Нет ничего плохого сказать в том, что вы не понимаете что-то: признайте проблему, а дальше подумаете над решением.


Хотите поделиться своим опытом и мыслями на эту тему? Пишите на почту dima@gopractice.io!

Автор иллюстрации к материалу — Анна Гольде