Благодаря AI разработка стала быстрее и проще в разы. Причем не только для продвинутых энтузиастов или крупных компаний с большими бюджетами, а вообще для всех и сразу.
Но одновременно стало гораздо сложнее находить пользователей для новых продуктов. Органический поиск теряет трафик из-за LLM. Социальные сети переполнены однотипным контентом. Реклама ослабевает — слишком много новых продуктов для того, чтобы что-то выделилось. Достичь виральности в разы сложнее.
Где искать рост?
Если пробиваться к пользователям напрямую стало сложно, то стоит ли это делать с прежним упорством?
Можно попробовать выходить на пользователей через «экосистемы партнеров», то есть тех, у кого уже есть внимание и доверие нужной вам аудитории — создателей контента, партнеров, power users, профессиональных сообществ.
Вы читаете сокращенный и адаптированный перевод из блога Ленни Рачицки, написанного в соавторстве с Эмили Крамер (Head of Marketing, Asana)
Примеры эффективных «партнерских экосистем», которые развиваются прямо сейчас
Вот несколько интересных примеров из сегодняшних быстрорастущих компаний:
👉
Supabase фактически стал бэкендом по умолчанию для вайб-кодинг продуктов вроде Lovable. По мере того как подобные продукты набирают популярность, Supabase растет вместе с ними. (Если хотите лично изучить, как это работает, попробуйте курс «AI-прототипирование» от GoPractice).
Свой большой вклад вносит и сообщество: разработчики делятся документацией, гайдами, туториалами и так далее — все это помогает новым пользователям быстрее разобраться с платформой и повышает доверие к ней.
Счет на табло. Меньше чем за год Supabase вырос с 1 миллиона до более чем 4.5 миллионов разработчиков. Такой результат вряд ли был бы возможен без ключевых частей экосистемы: сообщества и тех, кто интегрировал Supabase в свои решения.
👉
Lovable помогает разработчикам быстро создавать прототипы и приложения, которыми легко делиться — это классический драйвер вирусного роста (по аналогии с бейджиками вроде “built with Webflow” или “made in Typeform”).
Виральность продукта дополнительно усиливается за счет инициатив сообщества: хакатонов и дискорд-коммьюнити. Во многом именно это помогает Lovable отстраиваться от других вайб-кодинг инструментов.
👉
Clay помогает компаниям находить нужных клиентов, объединяя поиск данных, их обогащение и AI-автоматизацию в одном инструменте. Power users — консультанты, агентства — создают вокруг продукта экосистему: записывают видео, делают обучающие материалы, показывают рабочие сценарии.
👉
Gamma — это AI-инструмент для создания презентаций. Команда построила сеть микроинфлюенсеров в TikTok, X, LinkedIn и других соцсетях, которые делятся своим опытом. При этом Gamma платит им не только за посты, но и за виральность, что мотивирует инфлюенсеров экспериментировать и искать новые форматы. Наиболее удачные находки Gamma добавляет в свой каталог решений и таким образом масштабирует.
Представители компании утверждают, что обязаны микроинфлюенсерам половиной роста.
👉
У Vercel есть огромное сообщество разработчиков, которое строит проекты на Next.js — фреймворке, работу над которым компания сама возглавляет. По мере того как разработчики создают все больше Next.js-приложений, многие из них со временем переходят на инфраструктуру Vercel.
👉
ElevenLabs превращает пользователей в контрибьюторов благодаря Voice Library — библиотеке голосов, куда актеры озвучания загружают свои записи и получают деньги за их использование. Это привлекает все больше создателей, расширяет выбор голосов и постоянно обогащает продукт.
Компании удалось достичь $100M ARR при команде всего из 50 человек. Без экосистемы авторов, которым в 2025 году выплатили более $1 миллиона, у ElevenLabs было бы куда меньше голосов и продукт распространялся бы значительно медленнее.
Почему «партнерские экосистемы» работают
1. Экосистема делает каждый канал эффективнее
Главная причина инвестировать в экосистему в том, что каждый канал начинает приносить больше пользы, работая сразу в двух качествах:
- Как канал дистрибуции;
- Как источник контента.
2. Экосистемы помогают говорить на одном языке с аудиторией
Одно из следствий распространения AI-контента — аудитория становится менее доверчивой.
Тем больше люди готовы прислушиваться к тем, кого уже знают и ценят — например, к давно знакомым авторам на Substack или в LinkedIn. Партнерство с ними дает больше шансов завоевать доверие.
3. Экосистемы позволяют точечно привлекать необходимых для роста людей
Можно привлекать опытных специалистов по конкретным каналам на контрактной основе. При качественно выстроенных процессах (и разумной AI-автоматизации) ROI от работы с отдельными партнерами, клиентами или сообществами может быть очень высоким.
4. Стратегия экосистем позволяет достаточно долго перебирать новые и новые опции
Экосистемы не ограничиваются интеграциями или авторами с большим числом подписчиков в LinkedIn. Если один из партнеров начинает терять эффективность, то ему всегда найдется замена среди компаний или отдельных людей, у которых уже есть доступ к вашей аудитории.
А если кто-то уже инвестировал время на построение доступа к нужной вам аудитории, то вам остается понять, как наладить с ними сотрудничество.
***
Есть масса партнеров и разных форм экосистемного сотрудничества, поэтому возможности найдутся практически для любой компании. Вопрос лишь в том, кто ваши лучшие партнеры, как их подключить и как перестроить команду и процессы так, чтобы приоритизировать эту работу. Среди них могут быть клиенты, партнеры, другие продукты, сообщества и многие другие.
Подумайте, кто именно может встретиться на пути к донесению ценности вашего продукта — или уже прямо или косвенно участвует в этом.