Spotify — крупнейший на начало 2024 года музыкальный стриминговый сервис в мире.

Но как шведской компании удается удерживать лидерство на рынке, конкурируя с гигантами вроде Google, Apple и Amazon? Если не целиком, то по крайней мере частично этот успех обусловлен продуктовой культурой компании — набором подходов, ценностей и практик, которые культивируют эффективные изменения в продукте, находящие отклик среди пользователей и привлекающие новых.

На примере запуска Spotify первых персональных подборок с рекомендациями (в далеком 2015 году) автор и бизнес-лидер Марти Каган вместе с бывшим бизнес-коучем Spotify Йоакимом Сунденом разбирается, какие ключевые элементы культуры и какие процессы позволяют компании делать продукт успешным и продолжать его масштабировать.

GoPractice публикует адаптированный перевод материала. Оригинал опубликован в октябре 2023 года.

Марти Каган (Marty Cagan) — писатель, коуч, основатель консалтингового агентства Silicon Valley Product Group (SVPG). Автор книг “Inspired”, “Empowered” и “Transformed”.

Выпускник Stanford University Executive Institute, Каган работал топ-менеджером во многих известных технологических компаниях, среди которых Hewlett-Packard, Netscape Communications и eBay.

Больше об авторе:

***

Предыстория

К концу 2000-х годов Spotify перевернул музыкальную индустрию, убедив крупные лейблы в том, что за стримингом — будущее. К 2014 году сервис набрал уже 60 миллионов активных пользователей, и на тот момент борьба переместилась на другой фронт. Многие новые игроки ниши, включая Google, Amazon и Apple, готовились составить конкуренцию со своими собственными музыкальными стримингами. Это означало, что легкий доступ к музыке перестал был уникальным преимуществом Spotify и стал стандартом для рынка. Поэтому от Spotify требовались инновации, чтобы сохранить лидерство на рынке.

Модель работы продукта

При обсуждении модели работы продукта Spotify в первую очередь стоит обратить внимание на три основных фактора:

  • Первое — это то, как компания выделяет основные проблемы, которые необходимо решить, то есть стратегия продукта (product strategy).
  • Второе — это то, как они решают эти проблемы, то есть поиск решений для продукта или product discovery
  • И третье — это то, как компания разрабатывает, тестирует и доставляет эти решения до конечных пользователей (product delivery).

В этом материале мы изучим, как Spotify воплощает принципы, лежащие в основе каждого из этих трех направлений.