Траектория перехода в продакт-менеджмент может иметь неожиданную точку старта. Например, работу в «Макдональдсе».

Прочитав этот материал, многие скажут, что настоящей точкой старта нашего героя, конечно, была работа в поддержке «Рокета». Но может быть причинно-следственная связь сложнее? Может быть даже самая первая работа — на первый взгляд абсолютно не релевантная IT-карьере — иногда становится причиной будущих карьерных поворотов?

Вспомните свою первую работу и порефлексируйте, как она повлияла на то, где вы находитесь сейчас и какие навыки вам дала. (Если захотите поделиться итогами рефлексии — в конце материала узнаете, как).

А пока — передаем слову автору.

***

Привет! Я Илья Лягушенко, Growth Product Manager в «Т-Банке» и автор телеграм-канала «Продакт поехал».

Я никогда не ставил для себя цели стать именно продактом, но мне всегда хотелось быть менеджером и делать что-то, что можно «потрогать». И со временем оказалось, что роль продакта для этого отлично подходит.

Но начинал я довольно далеко от продакт-менеджмента: я не учился в престижном вузе, а моим первым местом работы был «Макдональдс», где я совмещал работу с учебой в школе и обеспечивал себя сам.

В «Макдональдсе», а потом и KFC я проработал с 16 до 18 лет. Сейчас мне 29 лет, и я благодарен за опыт работы в этих корпорациях. Он позволил мне увидеть, как работают выстроенные бизнес-процессы в больших компаниях, а также помог прокачать стрессоустойчивость. Ну и, конечно, первые деньги научили финансовой грамотности и помогли «стать взрослым».

Теперь расскажу о пути в продакт-менеджмент.

Начало пути в «Рокете»

В 19 лет я поехал покорять Москву.

Тогда на слуху был «Рокетбанк» (первый digital-first банк в России), клиентом которого я стал. Компания мне очень нравилась, и поэтому, когда они открыли наём на сотрудников поддержки, я был одним из тех, кто откликнулся.

Начало пути в «Рокете»

С первого раза меня не взяли, но я не сдался, поэтому меня взяли со второго. 

Начинал я с того, что рассказывал клиентам, как пополнять карту, как пользоваться баллами лояльности и так далее. Моя проактивность, помноженная на эффект низкой базы, дала большие плоды: я быстро рос, и в какой-то момент у меня появилась своя команда в поддержке.

Как-то поздней ночью я смотрел сайт вакансий в «Рокете» и увидел роль микрофаундера (все еще опубликована). 

Начало пути в «Рокете»

Я прошел собеседование у тогдашнего CEO и стал продактом внутреннего продукта: банковской бухгалтерии, или АБС (автоматизированная банковская система). У «Рокета» всегда была ставка на свой собственный софт, и бухгалтерия не стала исключением.

Из поддержки я решил перейти на эту роль, потому что понял для себя, что поддержку как карьерный этап я уже прошел. Так я познакомился с отчетностью по формам 401–407, различными указаниями ЦБ, закрытиями банковского дня и прочими прелестями банковской сферы, о которых я раньше не задумывался.

Но продактом я впервые стал в тот момент, когда взял под свою опеку первый проект–продукт. 

Одной из фишек «Рокетбанка» была красивая лента операций, когда вместо «ATM 2141251» у тебя в приложении отображался, например, «Банкомат Сбера». В рамках работы над красивой лентой я помог сильно оптимизировать и автоматизировать процесс разметки для мерчантов. Тогда же я впервые познакомился с метриками, и мне понравилось ими управлять.

О проекте красивой ленты «Рокет» рассказывал в том числе и в соцсетях: я просил наших маркетологов сделать публикации, чтобы больше людей знали об этом конкурентном преимуществе. В 2016–2018 годах это было только у «Рокета».

После закрытия «Рокетбанка»

В 2020 году «Рокет» закрылся, и я перешел в «Яндекс». Я был активным пользователем одного из чатов по клиентскому опыту, и это тоже одно из мест, благодаря которому я оказался ровно там, где нахожусь сейчас. Там же иногда и публиковались вакансии, и вот по одной из них я попал в «Яндекс». 

Так моя карьера снова свернула в сторону поддержки клиентов, но ненадолго: я около года руководил одним из стримов поддержки в «Кинопоиске» пока не понял, что это точно больше не мое. 

В августе 2021 года я успешно откликнулся на вакансию менеджера клиентского опыта в NDA-продукт в «Яндексе». Это уже не была поддержка как таковая: здесь я выстраивал операционные процессы, формировал Tone of Voice сервиса и отвечал за наполнение базы знаний. Стартап, увы, не нашел свой product/market fit, и команда разошлась. Поскольку стартап под NDA, я, к сожалению, не могу рассказать больше, и в начале 2023 года я вышел на рынок труда. 


***

***

Свитч в бизнес-аналитики в «Т-Банке»

В тот момент меня порекомендовали в «Т-Банк», и в феврале 2023 года рекрутер пригласила меня пообщаться по поводу роли аналитика. В тот момент я считал аналитиками людей, которые пишут SQL-запросы и строят дашборды в Tableau. Поскольку я был в поиске работы, я все же согласился пообщаться. Но на скрининг я шел с ощущением, что рекрутер меня с кем-то перепутал: ну какой я аналитик? Последние годы карьеры я был менеджером.

На скрининге я честно рассказал про свой опыт и сказал рекрутеру, что я не аналитик. Она мне ответила, что она не рекрутер (шутка). Ну, а если серьезно, то профессиональная экспертиза рекрутеров в «Т-Банке» помогла им разглядеть во мне подходящего кандидата несмотря на то, что я сам про себя так не думал. По итогу мне сообщили, что мой опыт подходит, и назначили техническое собеседование. Что ж! Его я тоже успешно прошел и вышел на позицию бизнес-аналитика. О том, что такая роль вообще существует, я узнал примерно в момент презентации оффера. Хотя внутри «Т-Банка» мы вообще называем себя технологами.

Как мне кажется, я успешно прошел собеседование благодаря тому, что много взаимодействовал с разработкой, активно вовлекался в обсуждение проблем, которые были на собеседованиях, и в целом демонстрировал проактивность. Конечно, не обошлось без удачного стечения обстоятельств: в продуктовую команду кредитных карт, где я работаю и сейчас, требовался человек с опытом работы в поддержке, и я отлично подходил на эту роль.

Я стал частью растущей новой формирующейся команды и постепенно — довольно органически — стал ответственным за снижение оттока клиентов с кредитных карт. Первое время я разбирался в процессе и реализовывал уже запланированное, отвечал за IT-миграции, которые стали актуальны из-за тренда на импортозамещение. Тут сложно сказать о каких-то крутых результатах, поскольку по сути я просто переносил все то, что раньше работало. Но можно точно записать в достижения тот факт, что функциональность осталась рабочей, а где-то я даже смог улучшить бизнес-процессы. В итоге роль бизнес-аналитика (или технолога) мне очень зашла, и я добился в ней успехов.

Считаю, что эта отличная роль и для старта, и для продолжения карьеры, потому что позволяет познакомиться с большим количеством разных ролей и большим количеством разной работы в IT. Эту роль тоже можно сравнить с предпринимателем внутри компании: главная цель — получить из идеи пользу.

В менеджеры продукта!

Со временем я стал брать на себя ответственность и просил дать мне больше свободы в проектах и решениях, и где-то в тот момент стал продактом стрима «сокращения оттока». 

Если раньше я был, грубо говоря, исполнителем «чужого» бэклога, то в этот момент я начал придумывать идеи для A/B-тестов и начал наполнять бэклог своими идеями и доказывать их ценность. Так получилось, что роль органически перетекла из одной в другую. Дополнительные знания о продуктовой работе я добирал во внешних курсах, а в начале 2025 года прошел внутренний ассессмент и получил официальную должность «менеджер продукта».

С одной стороны, хочется сказать, что весь мой опыт привел меня туда, где я есть сейчас, и каждая должность вытекала из следующей. Это будет правдой процентов на 80. С другой стороны, нельзя не упомянуть мое постоянное желание расти. Я часто задавал себе и своим руководителям вопрос: «А что мне нужно сделать, чтобы достичь X?». И это помогало продвигаться по карьерной лестнице.

Заключительные мысли

Если ваша душа лежит к роли продакта, то, исходя из своего опыта, я бы рекомендовал учить следующие вещи: клиентский опыт, исследования, математическую статистику. Также нужно постоянно искать обмен опытом — для этого подойдут чаты в телеграме, личные знакомства — и замечать возможности для роста вокруг.

Мой путь из сотрудника поддержки до продакта оказался тернист и длинен. По опыту своих коллег я вижу, что путь до опытного продакта можно пройти гораздо быстрее. Тем не менее, главное для меня то, что я все же успешно его преодолел.

Так что если вы тоже уже на этом пути, то я желаю вам удачи и прошу: не замедляйтесь и стремитесь к росту.

И подписывайтесь на мой телеграм-канал «Продакт поехал»!

***

Еще больше материалов про переходы в продукт — в нашей 🆕 постоянно 🆕 обновляющейся 🆕 коллекции «Как стать продакт-менеджером».

?

Хотите поделиться с сообществом GoPractice своей историей перехода в продукт? Не стесняйтесь! Напишите короткое письмо на editorial@gopractice.io. Познакомимся и обсудим, как нам сделать совместный материал.