Как стать продактом: рассказывает выпускник GoPractice
23 декабря, 2024
Редакция GoPractice
Как ошибки помогают растить уверенность? Как правильно подать себя на собеседовании? И как оценить свой профессиональный рост в роли продакта?
Об мы поговорили с выпускником нашей ранней группы курса «Профессия: продакт-менеджер» Артуром Пшибиевым. В интервью Артур также рассказал, как был выстроен процесс перехода в новую роль, что в нем было самым сложным и самым интересным.
Прежде год работал в «Сравни» на позиции продакта-джуна и параллельно проходил курс GoPractice «Профессия: продакт-менеджер».
Артур, расскажи: что побудило тебя переходить в продакты?
Изначально я работал инженером-робототехником. Со временем в своей работе начал постепенно переходить в проектную деятельность, то есть в проджект-менеджмент. И довольно скоро я осознал, что достиг потолка в этой деятельности: мне стало не очень интересно вовлекаться во все эти процессы, а захотелось больше общаться с клиентами и работать над ценностью продукта. Но в сфере робототехники эта история была не очень применима.
Тогда я окончательно решил, что хочу переходить в продакт-менеджмент и буду искать соответствующие вакансии.
Я начал искать работу и довольно скоро получил позицию младшего продакта в «Сравни». И параллельно с этим я начал проходить курс GoPractice.
Почему решил пойти к GoPractice? Я, конечно, слышал про «Симулятор управления продуктом на основе данных», но мне хотелось найти курс специально для тех, кто переходит в профессию продакта из смежной. То есть какие-то знания для перехода в продакты у меня были, но не полные и не структурированные. И в тот момент вы как раз запускали раннюю группу курса «Профессия: продакт-менеджер», и я сразу записался.
Жаль, что группа не запустилась чуть раньше! Потому что часто на новой работе я сталкивался с ситуациями, когда я по определенной теме уже допустил ошибку в работе, а затем на курсе она подробно разбиралась. То есть курс объяснял, как делать надо, а я уже успел сделать так, как не надо. С другой же стороны, может, если бы я не сделал эти ошибки в реальной работе, я бы вынес меньше ценных выводов на будущее.
Что от тебя потребовал такой переход? Какой подготовки? Что или кто помогали тебе на этом пути?
Изначально я пытался на собеседованиях строить из себя продакта, но ничего из этого не вышло. Тогда я решил пойти другим путем и стал честно говорить на собеседованиях, что у меня нет непосредственно продуктового опыта, но хочется в эту сторону двигаться. Я старался «продавать» имеющиеся проджектовые знания и навыки с оговоркой, что я доберу нужные продуктовые навыки в процессе.
На удивление такой подход с фокусом на своих сильных сторонах и намерениях оказался эффективнее. Я в итоге получил тогда три оффера.
Знакомые продакты, в свою очередь, помогли мне скорректировать резюме. Обычно самое сложная задача — чтобы твое резюме вообще рассмотрели. И я спрашивал у знакомых, как правильно его составить и какие вопросы могут мне задать.
Что касается собеседований, то продуктовые кейсы на них я сильно заваливал. Но если сравнивать, как я проявлял себя на собеседованиях тогда и как я проявлял себя при недавнем переходе на позицию мидла, то это просто небо и земля. Умение проходить кейсы и интервью в целом стало намного сильнее.
Хотя в курсе GoPractice часть про собеседования идет в конце, само по себе содержание курса уже помогло мне стать увереннее в знаниях, в понимании терминов и процессов. Когда такая уверенность приходит, то гораздо проще уже решаются и кейсы.
А какие-то платные консультации по подготовке резюме, по подготовке к собеседованиям ты не брал?
История с такими консультациями прошла мимо меня. Я в целом к любым курсам относился скептически. Исключением был только симулятор GoPractice, которые мне активно рекомендовали друзья и знакомые. Но, как я рассказал, я в итоге выбрал курс для свитчеров.
Кстати, забавно, но я думал, что программа длится два месяца, а не одиннадцать. Проходит месяц, второй, а программа все не завершается. И я перепроверил лендинг и понял, что когда изучал программу, я посмотрел только на описание первой ступени, которая длится два месяца. И соответственно курс я покупал с мыслями «о, сейчас все пройду быстренько».
Но я быстро втянулся в курс, и самое интересное, что содержание курса прямо попадало в те вещи, которыми я занимался на позиции продакта-джуна в тот момент. И, пожалуй, это и мотивировало меня проходить курс до конца: очень совпадает теория и реальная практика.
То есть не пожалел, что было 11 месяцев вместо двух?
Вообще не пожалел.
Расскажи, что показалось самым сложным в первые недели работы в роли продакта? А что самым интересным?
Пожалуй, одна из самых сложных вещей в работе продакта — это необходимость постоянно включать критическое мышление. Важно не само наличие критического мышление, а умение применять его правильно. Нельзя принимать все на веру, но нельзя и критиковать все без разбора.
Если ты продакт, то у тебя много стейкхолдеров. А если у тебя много стейкхолдеров, то, скорее всего, часть из них приходит к тебе с какими-то странными требованиями и идеями. И каждый из них считает, что его задачи самые важные. И когда только начинаешь работать в профессии, очень тяжело это отфильтровать.
Это не история про приоритизацию, а, скорее, история про софт-скиллы. Важно уметь говорить нет (и объяснять почему) и докапываться до истинной сути задачи: действительно ли что-то является проблемой или это сиюминутная хотелка.
А самое интересное это, наверно, когда ты видишь, что фича выстреливает и начинает приносить ценность продукту и пользователям. И, конечно, здорово, когда получаешь благодарность от пользователей, стейкхолдеров и технической команды. Вот это все самые драйвовые для меня вещи в продакт-менеджменте.
Какие навыки проджекта пригодились тебе при переходе в продакты? А каких навыков особенно ощущалась не хватало в первые месяцы работы?
Как рассказывается в курсе, работа над продуктом делится на три этапа: Discovery, Delivery, Analysis. И работа проджекта существует преимущественно на этапе Delivery, то есть донесении ценности.
Умение планировать процесс, общаться с разработкой (у меня был технический бэкграунд, что помогало), вникать в задачу и понимать, что, как и когда мы сделаем — все это у меня получалось хорошо уже на ранних этапах работы продактом.
Но мне не хватало навыков в Discovery, то есть исследования потребностей аудитории. И это то, чему учит курс и что является важным для продуктовой работы. Правильно проведенное исследование, интервью, работа с данными — первый этап, когда ищешь, что и зачем ты делаешь — этого мне очень не хватило в первые месяцы. И у меня в работе как раз случилась такая ошибка, когда ко мне пришли с задачей, и я не провел Discovery, потому что посчитал, что это уже было сделано. То есть как проджект сразу приступил в этапу Delivery.
Кроме того, работа проджекта фактически заканчивается на завершении проекта. Кнопка есть? Есть. Значит, все, работа окончена. На позиции проджекта ты не думаешь о пост-аналитике после завершенного проекта. А продакт должен об этом думать. Пользуются ли кнопкой? Как? В каких сценариях? И так далее. Вот этого у меня тоже не было.
То есть если суммировать, то мне не хватало как раз навыков на этапах Discovery и Analysis, которые я добирал с помощью курса.
Переход из смежных специальностей — это наиболее эффективный путь стать продактом. Его можно пройти самостоятельно, но это может потребовать значительных усилий и времени, что сложно совмещать с текущей работой.
Поэтому мы создали программу «Профессия: продакт-менеджер». В нее мы включили все необходимые знания и навыки для перехода в продакты и подкрепили их отработкой на практике.
Если вы, как и Артур, планируете такой переход, то присоединяйтесь к студентам нашего курса «Профессия: продакт-менеджер». Оставляйте заявку на лендинге, и мы все организуем!
Куда или к кому ты обращался, если сталкивался с трудностями в работе в первые месяцы? Может, руководитель, коллеги, друзья-продакты, какие-то комьюнити?
Я помню, я обращался в комьюнити GoPractice Switchers и чате студентов моей группы. Разговаривал с членами команды, с продактами в самом «Сравни», но поскольку продукты были разные, то никто не мог дать мне идеальное решение, серебряную пулю.
В основном я сам пытался находить информацию, иногда обращался к друзьям-продактам, но сильно тоже их не мучал вопросами.
В зависимости от этапа работы мог обратиться к аналитикам, к дизайнерам. То есть я шел не к продактам чаще всего, а к смежным специалистам в команде. Например, есть проблема с UI/UX — я иду к дизайнеру. Спрашиваю его точку зрения, точку зрения разработчика, тимлида. То есть собирал их экспертизу в первую очередь, а не мнение других продактов.
Поделись, а что помогло тебе растить уверенность в работе? Помог ли наш курс с этим?
Ошибки. Быстрее всего уверенность растет, когда ошибаешься и делаешь выводы из этих ошибок. И как раз курс помогал подсветить мои ошибки в реальной работе и показывал, как делать правильно.
Еще одна вещь, которая мне помогала, это прогнозы. Я смотрю на какие-то смежные продукты и делаю для себя ментальные пометки о них. То есть могу, например, спрогнозировать, что конкретная фича не выгорит через полгода. Для этого я провожу продуктовый анализ, но при этом не обязательно хожу к людям со своими прогнозами. Со временем мои подобные наброски начали все чаще попадать в точку, и это тоже помогло растить уверенность в своих знаниях и скиллах.
Такое упражнение полезно делать еще и затем, чтобы твой глаз не замыливался из-за работы исключительно над своим продуктом и ты мог продолжать расширять кругозор и растить экспертизу.
Как ты понял, что готов перейти на мидла?
Наверно, когда я осознал, что могу брать больше ответственности на себя и стал чаще замечать, что мои прогнозы сбываются. Отработав год на позиции джуна, я решил походить по собеседованиям. И по собственным ощущениям я понял, что сильно вырос за это время: и по своим ответам, и по соответствию рынку. Плюс мне не хотелось надолго задерживаться в одной сфере.
Еще такой момент: я приходил в компанию как джун, и у меня сложилось ощущение, что мне просто сложно будет сломать восприятие меня как джуна в рамках этой компании. Поэтому я решил посмотреть позиции уже на открытом рынке. Плюс переход в другую компанию — это обычно более быстрый рост.
И я решил попробовать найти новую позицию, уже уровня middle, и получил три или четыре оффера. На это ушло совокупно недели три-четыре. И в тот момент я окончательно понял, что стоит идти дальше.
Можешь поделиться какими-то яркими кейсами из своей работы? Расскажи путь от идеи до реализации и результатов.
Помню, что мы подняли сквозной CR на 1.2%. Это было статзначимое значение, которое дало существенный рост для продукта, который мы делали. Но подробнее про этот проект и про другие рассказать, к сожалению, не могу из-за NDA.
Могу поделиться такой историей. Однажды продакт соседнего продукта начал питчить идею о том, что им нужна ML-модель для их продукта. Тогда я дозадал ему вопросы про это и понял, что с этой задачей справится любой аналитик данных, который знает Excel. Я провел расчеты, во сколько обойдется модель и сколько будет стоить аналитик данных. В итоге пришли к тому, что ML-модель не понадобилась. Вот эта история как раз о том, почему необходимо включать критическое мышление, и о том, что не всегда буквы “ML” — это круто и необходимо.
А поделись, а каким ты видишь свое дальнейшее развитие в профессии? Над чем планируешь работать, чтобы расти карьерно?
Хочется в большей степени заниматься стратегической работой, смотреть на продукт более широко: не от квартала к кварталу, а в более долгосрочной перспективе. В общем, хочется меньше заниматься операционкой и в большей степени работать над стратегией продукта, то есть куда он будет развиваться в дальнейшем.
Какой совет ты бы дал себе из прошлого, который только задумался о переходе в продакты?
Меня иногда задают подобные вопросы на собеседованиях. Я всегда придерживаюсь позиции, что не стал бы ничего менять. Допустим, посоветую я себе из прошлого не допускать такую-то ошибку. А вдруг эта ошибка потом помогла мне понять что-то более важное? Поэтому предпочитаю не мыслить такими категориями.