Многие специалисты, в частности проджект-менеджеры, уже обладают частью необходимых знаний и навыков для перехода в продакт-менеджмент. Этот базис может существенно помочь, если вы решите освоить эту профессию. Однако в любом случае такой карьерный переход потребует серьезной подготовки — как с точки зрения прокачивания навыков, так и умения подать свой опыт через призму продуктовой работы.
В этом материале наш читатель рассказывает о своем опыте успешного перехода в продакт-менеджмент с позиции менеджера проектов и делится рекомендациями, которые помогли при поиске работы.
Так же начинался и мой дневник первой недели продакта в новой компании, опубликованный в блоге GoPractice в прошлом году. На момент выхода текста мой стаж работы в «Домклике» будет составлять уже около десяти месяцев.
В этот раз я хочу поделиться историей своего перехода в продакт-менеджмент. Поехали!
Стартовая точка: проджект-менеджер
Лето 2022 года. Примерно год я работаю менеджером цифровых проектов в департаменте маркетинга «М.Видео — Эльдорадо». В мои обязанности входит запуск и тестирование большого количества гипотез, направленных на рост выручки компании. Проверять гипотезы нужно быстро и с минимальными трудозатратами. Но о самоорганизованных командах, принципах разработки и Agile я тогда ничего не знала.
При этом в компании существовала развитая продуктовая культура, я была знакома со многими PO (Product Owner), всегда с удовольствием посещала демо и кик-оффы. И внезапно я поняла: новые активности перестали меня драйвить и вызывать азарт, а переход горизонтально или выше был невозможен. Именно тогда я впервые и задумалась о переходе в продукт. Сфера создания и развития продуктов привлекала меня по разным причинам: это потенциал улучшать жизнь пользователей, автономность и возможность влиять на конкретные метрики и видеть результат работы.
Я решила попробовать перейти в новую роль.
Оставаться в текущей компании мне по ряду причин не хотелось, поэтому я пошла обновлять резюме. Параллельно с этим я:
Начала ходить на продуктовые митапы и конференции офлайн и онлайн. Анонсы мероприятий обычно ищу здесь.
Изучала все открытые источники для прокачки хардов. В основном информацию я черпала из: блога GoPractice, канала на YouTube Yandex for Prodacts, подкаста о создании и развитии продуктов Make sense и бесплатных курсов от них же.
Нашла ментора на Meander — профильный сервис с большой базой менторов, в том числе русскоязычных. Рекомендации здесь настроены исходя из целей, которые заполняет потенциальный менти в своем профиле.
Последний пункт считаю ключевым. Человек, который уже работает там, куда ты стремишься, поможет достичь цели в разы быстрее: предостережет от ошибок, поделится релевантными источниками информации, погоняет по рабочим кейсам, поможет с резюме.
На поиск новой работы и сессии с ментором я инвестировала около 3–4 часов еженедельно и осенью вышла в новую компанию на роль менеджера проекта. Да, это еще не продакт-менеджер, но сама позиция заинтересовала меня возможностью поработать с собственным небольшим продуктом, ответственностью за конкретную часть пользовательской воронки и свободой действий. У меня не было команды разработки, но я могла использовать ресурс смежных команд. Фактически я выполняла все функции PO, но так как продукт был совсем крошечный — лидогенерирующий одностраничник для начинающих инвесторов, — в какой-то момент все гипотезы были протестированы. Мне показалось, что все следующие идеи приходилось высасывать из пальца, и тогда мой «медовый месяц» в компании подошел к концу.
Важно сказать, что я ни в коем случае не жалею о том опыте. Этот период помог мне понять, чего действительно хочу, а что не мое. Также я прокачала важные продуктовые скиллы:
умение договариваться с разработкой, общаться на их языке и ставить ТЗ;
менеджмент стейкхолдеров: от способности говорить «нет» и «для чего?» до навыков выбивания бюджета на тестирование гипотез;
работа с гипотезами: от брейншторма до приоритизации и проверки;
проведение большого количества исследований. Небольшой опыт в этой сфере у меня был, но на этой позиции значительно прокачался, так как с исследователями я общалась ежедневно.
Получите все необходимые навыки и знания для перехода в продакт-менеджмент в нашей программе «Профессия: продакт-менеджер». Она создана специально для «свитчеров» — специалистов, которые переходят в продукт из смежных ролей и индустрий.
В подготовке программы участвовали 40+ экспертов — нанимающих продакт-менеджеров и бывших свитчеров. Это позволило нам приземлить материал на реальность рынка труда. Вы получите те навыки и знания, которые реально от вас ожидают и которые вы сможете реально задействовать в работе.
Я снова обновила резюме, нашла нового ментора и погрузилась в поиск новых возможностей.
Мои требования к будущему работодателю были следующими:
Развитая продуктовая культура (работа в соответствии с гибкими методологиями, регулярные улучшения продукта для пользователей, прозрачные цели).
Ответственность за собственный продукт и собственная команда разработки; возможность отстаивать свою точку зрения перед стейкхолдерами и команда, которую не нужно ни с кем делить.
Свобода в принятии решений: возможность самостоятельно определять, как поставленные цели будут достигаться, расставлять приоритеты и управлять ресурсом команды.
Вайб-чек: на собеседовании обычно сразу понятно, легко и комфортно тебе общаться с этими людьми или нет.
Для меня эти вещи оказались наиболее важными потому, что мне остро не хватало этого в предыдущих местах работы. Часто они становилось причиной ухода из прошлых компаний.
Ваш список может быть другим, но мне кажется, что важно определить эти вещи заранее.
Мои дальнейшие шаги:
Нашла нескольких менторов и показала свое резюме. Мне рекомендовали максимально его сократить, оставив только релевантный опыт и описание конкретных кейсов, которые принесли ценность компании (желательно в деньгах или метриках). Далее я начала откликаться на вакансии.
Рассылала резюме каждый день. В основном откликалась на hh.ru «в холодную», а чтобы увеличить вероятность просмотра, писала рекрутерам в личные сообщения. Также откликалась в телеграм-каналах с вакансиями, но ни один отклик оттуда не привел к общению с рекрутером.
Участвовала в «Карьерном цехе» и «Школе менеджеров Яндекса». Они шли одновременно, и для меня это было очень тяжело физически. Этому я посвящала около 10 часов в неделю по утрам перед работой: занималась рисерчем, строила аналитику, изучала SQL и базовую архитектуру, отрисовывала слайды с результатами работы, созванивалась с ментором. Я все сделала, но выгорела, еще не выйдя на работу, и пару месяцев приходила в себя. Но участие в «Карьерном цехе принесло плоды: я вошла в топ-30 из почти 400 участников, и меня пригласили на собеседование в одну из крупных IT-компаний. И хотя дальше общение не продолжилось, я получила валидацию того, что мои опыт и навыки могут быть интересны работодателям.
Ходила на продуктовые митапы. У меня не очень складывается с нетворкингом, поэтому при смене работы мне это никак не помогло, но было весело. Расписание ближайших мероприятий смотрю здесь. Обычно они бесплатные и проходят на площадках крупных IT-компаний: «Сбер», «Авито», МТС и др. Туда приходят послушать доклады, пообщаться с экспертами и найти профессиональный знакомства.
Составила в Google Sheets воронку, где фиксировала каждый отклик и переход в следующий этап для работы с узкими местами.
Примерно так выглядела моя воронка:
Итак, в общей сложности я прошла около 10 собеседований и получила несколько офферов, но остановилась на оффере от «Домклик». Эта компания отвечала всем моим требованиям.
На новом месте я занялась исследованиями, работой с пользовательскими болями и улучшением клиентского опыта. Однако во время испытательного срока мой руководитель решил покинуть компанию, поэтому я начала фактически исполнять обязанности PO. На этом этапе мне стало не хватать технического погружения, чтобы общаться с разработчиками на одном языке. Коллеги организовали серию встреч, что-то похожее на онбординг в архитектуру и сервисы, что помогло закрыть большинство белых пятен. Я не боюсь задавать вопросы и очень рада, что команда всегда помогает в них разобраться.
Тем не менее ключевым скиллом любого продакта я считаю коммуникацию. Можно прокачать все хард-скиллы, но без умения корректно доносить информацию и получать обратную связь, без умения общаться и находить компромиссы очень сложно защищать свою точку зрения и видение развития продукта.
Мои рекомендации
Наконец, хочу поделиться советами о том, как ускорить переход в продукт, и подборкой ресурсов, которые мне помогали.
Резюме, или «по одежке встречают»
Если вы планируете работать на русском языке, то ваше резюме должно быть на чистом русском языке.
Идеальная длина — одна страница, максимум две. Внутри должен быть только опыт, релевантный вакансии. В моем случае, например, 60% моего трудового стажа — работа бортпроводником, но вряд ли такой опыт релевантен для резюме на продакт-менеджера.
Описывать стоит именно результаты, а не процессы. «Сделала то-то», «добилась того-то», а не «занималась этим» и «отвечала за то».
Где взять релевантный опыт, если его нет?
Попробуйте выписать проекты/продукты/активности, которые вы считаете своими достижениями, и опишите: как искали потребность, почему пришли к выбранному решению, как реализовывали, что получилось. Это не обязательно должен быть именно продуктовый кейс, но людям важно видеть, что вы умеете брать ответственность, анализировать задачу и добиваться результатов.
«Карьерный цех» — конкурс для продактов, который проводится несколько раз в год. Решаешь кейс, показываешь хороший результат, и тебя приглашают на собеседование в ведущую компанию. Если устроиться сразу не получится, то в любом случае это ценный опыт.
«Школа менеджеров Яндекса» — кладезь реальных кейсов и задач. Если вы самостоятельно решите все задания от ШМЯ, то точно можете претендовать на позицию middle, даже если в саму школу вас не позовут.
Собеседование
Важно сохранять спокойствие. В моем случае добиться такого состояния помогают тренировки.
Обязательно подготовьте и отрепетируйте короткий рассказ о себе и своем опыте.
Будьте позитивны и открыты.
Всегда просите обратную связь: так вы поймете, над чем вам стоит поработать.
Материалы и ресурсы, которые мне помогали
Я подписана на рассылку и изучаю все новые материалы от GoPractice. Уверена, что это лучшая открытая база знаний для продактов на русском языке.
Оценка продуктовых навыков от GoPractice — адекватный тест ключевых скиллов продакт-менеджера.
Менторов я находила в Meander — огромная база в том числе русскоговорящих ребят из топовых компаний.
Канал на YouTube “Yandex for Products” закрывает большинство вопросов по хард-скиллам. Это не значит, что вы станете профи в юнит-экономике или стратегии, но будете понимать, что это и куда погрузиться, чтобы начать хорошо разбираться в теме.
Для поиска вакансий могу порекомендовать hh.ru и писать напрямую рекрутерам.