Одними из важнейших требований в вакансии продакт-менеджера являются опыт и практика.

Для кандидата на эту роль это создает парадокс: 

— Чтобы стать продакт-менеджером, нужен опыт продуктовой работы.

— Чтобы получить опыт продуктовой работы, нужно стать продакт-менеджером.

Одно из возможных решений состоит в том, чтобы взяться за продуктовые задачи на своей текущей позиции. Но может случиться и так, что ваша текущая роль или компания в принципе не предусматривают никаких аспектов такой работы.

В таком случае набрать необходимый опыт помогут пет-проекты, то есть личные начинания и активности за пределами вашей основной работы.

В этом материале обсудим, какими бывают пет-проекты для будущих продакт-менеджеров, как найти идею и что оценит будущий работодатель в таком проекте.

Своей экспертизой при подготовке этого материала с нами поделились:

  • Сергей Беляев, Product Manager, Avito; автора телеграм-канала The product way
  • Лев Забудько, Senior Product Manager, «Яндекс»
  • Александр Зеленский, Product Manager, Womanly Corp.
  • Камилла Самохина, Product Lead (Multiproduct origination), «Тинькофф»; автор телеграм-канала Product channel fit

Что такое пет-проект для будущего продакта и зачем он нужен

Пет-проект (pet-проект; или сайд-проект, как их иногда называют) — это ваш самостоятельный (или совместный с несколькими друзьями или единомышленниками) проект. Реализация такого проекта включает основные этапы продуктовой работы: Discovery, Delivery, Analysis. Результат такого проекта (например, получившийся продукт) может стать дополнительным аргументом для работодателя, так как он сигнализирует о наличии у вас релевантного опыта.

В русскоязычной среде о пет-проектах обычно говорят в контексте разработчиков, которые занимаются ими в свободное от работы время. В действительности ничто не ограничивает людей самых разных профессий делать свои пет-проекты — чаще всего они просто не называют их таким образом.

Зачем люди начинают пет-проекты?

Причины могут быть самыми разными:

  • решение личной наболевшей проблемы;
  • желание создать новый источник дохода;
  • потребность получить новые навыки;
  • расширение портфолио;
  • создание личного бренда;
  • возможность отвлечься от рутинных задач; 
  • и многие другие.

В реальной жизни эти причины так или иначе комбинируются. 

Почему мы говорим именно о пет-проектах?

Продакт-менеджер — профессия, которая очень требовательна к практическим навыкам. Компании за редким исключением не готовы инвестировать в обучение и «натаскивание» начинающих продактов: они ожидают, что сотрудник уже имеет необходимый опыт и ему можно доверить определенный уровень ответственности. 

В таком контексте теоретическая база о продуктовой работе, конечно, будет плюсом, но она в меньшей степени «продает» кандидата, чем опыт реального построения продукта — даже если этот опыт не привел к большим результатам.

Переход в продакт-менеджмент эффективнее с курсом «Профессия: продакт-менеджер»

Какими бывают пет-проекты для тех, кто хочет стать продакт-менеджером

Пет-проектом для будущего продакт-менеджера может быть любое занятие, которое:

— интересно ему самому;

— требует применения релевантных продуктовых навыков (аналитика, проджект-менеджмент, исследования, кастдев и пр.);

— создает ценность, за которую люди готовы платить вниманием или деньгами.

Работа над проектом может вестись как в одиночку, так и с группой единомышленников. Работа в группе может улучшить ваши навыки командной работы или заточить ваши лидерские качества, если вы инициировали проект. Эти качества являются ценными для продакта. Но в этом материале мы сфокусируемся именно на том, как придумать и начать реализовывать проект. 

На основе общения с опытными продактами у нас получился следующий список активностей, которые можно рассматривать как пет-проект:

Офлайн:

  • кафе;
  • клуб по интересам (книги, спорт и пр.).

Экспертиза:

  • платное консультирование других людей или курсы по теме, в которую вы глубоко погружены и в которой обладаете доменной экспертизой;
  • свой канал (в Telegram, YouTube или на другой платформе), который несет ценность подписчикам.

Торговля:

  • продажа товаров на маркетплейсах (с использованием анализа конкурентов, емкости конкретной ниши и т.д);
  • сайт/страница в соцсети для продажи своих товаров.

Список выше получился очень разнообразным, но он вовсе не является исчерпывающим. Так мы хотим продемонстрировать, что пет-проект для продакта — это вовсе не обязательно цифровой продукт в принципе.